под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДАР

Библия учит, что всякий Д. происходит от Бога. «Всякое даяние нисходит от Отца светов» (греч Иак 1, 17; ср Тов 4, 19). Начало всякого творения есть Бог, всем дающий пищу и жизнь (Пс 103); Он же кладет начало спасению (Втор 9, 6; 1Ин 4, 10). Поэтому заблуждается ч-к, думающий проявить щедрость раньше, чем сам получил *благодать (ср Ин 13, 37 сл.); первая обязанность ч‑ка – открыться Д. Божию (Мк 10, 15 п). Принимая его, ч-к становится способным на подлинную щедрость и призванным в свою очередь к дарению (1Ин 3, 16).

ВЗ

1. Дары Божии. – ВЗ – в большей степени время *обетования, чем время Д. ВЗ-ные дары лишь прообразуют и предуготовляют окончательный Дар. «Твоему потомству Я даю землю сию» – говорит Ягве Аврааму (Быт 15, 18). Отзвук этих слов слышен на протяжении всего Пятикнижия. Во Второзаконии подчеркивается, как надо ценить этот Д. (Втор 8, 7; 11, 10), и возвещается также, что неверность может привести к потере Д. – к плену; как условие возращения в свою землю и жизни нужен другой дар: обрезание сердца (Втор 29, 21–30, 6).

Превосходнейший из Д. (Пс 147, 8 сл.), к-рый Бог дает Своему народу через Моисея – это *Закон (Втор 5, 22), соучастие в Его собственной Премудрости (Сир 24, 24; ср Втор 4, 5–8). Но Закон бессилен, если зло сердце, его принимающее (ср Неем 9, 13, 26). Израилю нужно новое сердце; это и есть будущий Д., чаять к-рого призывают пророки (Иер 24, 7; Иез 36, 26 слл).

Таковы Д. ВЗ: некоторые из них как будто прекратились (Давидова династия, пребывание *Славы в Храме), и следовавшие одно за другим разочарования заставляли переносить надежды на будущее; другие остались лишь как воспоминания, возбуждающие желание хлеба с неба (Прем 16, 20 сл.), *воды из камня (Пс 104, 41). Израиль, много получивший, ждет еще большего.

2. Дары Богу. – Израиль приносит Ягве *первые плоды, десятины (Втор 26) и *жертвы (Лев 1…) в знак признания Его суверенной власти и Его благодеяний. Есть также Д., к-рые он приносит в возмещение за неверность Союзу–Завету (Лев 4; 5), дабы вновь снискать расположение Ягве (2Цар 24, 21–25). Так эти приношения происходят в некоей перспективе взаимности (Сир 35, 9 сл.).

3. Взаимные дары. – В той же перспективе обычно понимаются Д. и между отдельными лицами, семьями или народами. Давая, проявляют «хесед» – взаимные доброжелательность и благотворительность, общепринятые между союзниками и друзьями. Принимающий Д. соглашается на *союз (завет), возбраняя себе всякое враждебное отношение (Быт 32, 14; Ис Нав 9, 12 слл; 2Цар 17, 27…; 19, 32…). Д. же с целью подкупа строго возбранены (Исх 23, 8; Ис 5, 23). Все это показывает, что эти взгляды не лишены благородства, тем более, что взаимность в дарениях свидетельствует естественно о взаимности чувств и бескорыстии.

Подаяние бедным (*милостыня) поощряется самыми проникновенными словами; это почти то же самое, что и взаимные дары: надеются, что когда- нибудь бедный сможет вернуть долг (Сир 22, 26, 27) или же Ягве воздаст вместо него (Притч 19, 17). Дарить же что–либо злому ч-ку определенно не советуется (Тов 4, 17): такой Д. напрасен (Сир 12, 1–7). Одним словом в ВЗ есть тенденция сочетать настоящую щедрость с разумной осторожностью.

НЗ

«Если бы ты знала дар Божий… (Ин 4, 10). Раскрывая полностью безмерную щедрость Божию (Рим 5, 7 сл.), НЗ нарушает ч-ские перспективы. Время НЗ есть поистине время Д.

1. Дар Божий в Иисусе Христе. – Отец открывает нам Свою *любовь, отдавая нам Своего Сына (Ин 3, 16), а в Своем Сыне Отец отдает Самого Себя, т. к. Иисус весь преисполнен богатством Отца (Ин 1, 14): слова и дела, власть судить и животворить, имя, слава, любовь – все, что принадлежит Отцу, дано Иисусу (Ин 17).

В Своей *верности любви, соединяющей Его с Отцом (Ин 15, 10), Иисус осуществляет полный Д. Самого Себя: «Он отдает Свою жизнь» (Мф 20, 28 п). Он – «истинный хлеб небесный, данный Отцом», и дает «Свою плоть за жизнь мира» (Ин 6, 32, 51; ср Лк 22, 19: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается»); Своею жертвой Он, «приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян 2, 33), «дар Божий» в абсолютном смысле (8, 20; 11, 17). Т. обр., уже на сей земле нам дан залог нашего *наследия: мы обогащены всеми духовными Д. (1Кор 1, 5 слл), различными харизмами (1Кор 12), дарами Воскресшего Христа (Еф 4, 7–12), и никогда в достаточной мере не будет прославлен преизбыток Д. *благодати (ср Рим 5, 15–21). Тайно, но реально (Кол 3, 3 сл.), мы уже живем *жизнью – «даром благодати Божией» (греч Рим 6, 23).

2. Дар Богу в Иисусе Христе. – Со времени жертвы Христа – Д. Божия ч-ству (Ин 3, 16) и Д. ч-ства Богу (Евр 8, 3; 9, 14) – людям не нужно приносить других Д. Совершенной жертвы достаточно навсегда (Евр 7, 27), но люди должны соединиться с этой жертвой и, представ пред Богом (Рим 12, 1), предоставить себя в Его распоряжение для служения другим (Гал 5, 13–16; Евр 13, 16). Благодать принимается не как дар, по получении к-го можно замкнуться в самом себе, а как дар, к-рый должен приносить *плод (Ин 15; ср Мф 25, 15–30).

3. Дар безвозвратный. – Стремление давать другим принимает небывалые размеры и силу. Противоборствующее ему «вожделение» должно беспощадно преодолеваться. Не искать нужно с этих пор взаимности подарков, а скорее избегать ее (Лк 14, 12 слл). Всякий расчет, всякая узость сердца становятся постыдными для тех, кто столько получил от Бога (Мф 18, 32 сл.). «Просящему у тебя дай» (Мф 5, 42). «Даром получили, даром давайте» (Мф 10, 8). Все блага материальные и Д. духовные хр- нин должен рассматривать как *богатства, над к- рыми он поставлен управителем и к-рые даны ему для служения другим (1Петр 4, 10 сл.). Желающему достичь совершенства Иисус дает совет дотоле неслыханный: раздать все свое имущество (Лк 18, 22). Д. Божий во Иисусе Христе влечет нас еще дальше: Иисус «положил за нас Свою душу», Его благодать ведет нас к тому, чтобы и «мы полагали души свои за братьев» (1Ин 3, 16); «нет больше той любви…» (Ин 15, 13).

Д. осуществляет единение в любви и вызывает у всех *благодарение (2Кор 9, 12–15). Дарящий благодарит Бога столько же и даже больше, нежели получающий, так как он знает, что сама его щедрость – благодатный Д. (2Кор 8, 1), плод любви, исходящей от Бога (ср Ин 3, 14–18). Вот почему, в конечном итоге, «блаженнее давать, чем принимать» (Деян 20, 35).

AV

– > благодарение – благодать – благословение – Бог НЗ V – богатство – Дух Божий ВЗ I 3, НЗ III – жертва – земля ВЗ 2 – любовь I НЗ 1, II НЗ 2 – милостыня – мудрость ВЗ III 4 – наследство – обетования – оправдание II 3 – предопределять – присутствие Божие – харизмы – хлеб – царство НЗ I 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle