под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГОРОД, ГРАД

Городская жизнь есть опыт общественной жизни в определенном типе цивилизации. Она представляет собою явление, входящее в кругозор библ. откр., то в плане оценочном, то в плане символическом.

ВЗ

1. От кочевнической жизни до городской. – Израиль сознавал, что городская жизнь восходит к временам, намного предшествующим еврейским патриархам: после противопоставления пастушеской жизни Авеля земледельческой жизни Каина (Быт 4, 2), в кн. Бытия Каину приписывается основание первого Г., названного им по имени его сына Еноха (игра слов: Енох значит «посвящение» Быт 4, 17). Однако лишь после потопа наблюдается основание больших Г., вокруг к-рых организовались Месопотамские империи (10, 10 сл.). Предки *Авраама жили на их территории (11, 31), но во времена патриархов пастушеская жизнь была существенно кочевой или полукочевой вокруг Г-ов Ханаана. Г., построенные порабощенными Евреями во время пребывания их в Египте, были, собственно говоря, Египетскими крепостями (Исх 1, 11). Поколение Исхода возвратилось к традиционной кочевнической жизни в степи. Только после покорения Ханаана Израиль окончательно привык к земледельческой и городской жизни: он принял Г., дома и сады как дар Божий (Втор 6, 10 сл.; Ис Нав 24, 13). Привязанность к древним кочевническим обычаям сохраняется лишь в некоторых выделившихся группах, выражающих т. обр. протест против развращающего влияния цивилизации (напр., Рехавиты, Иер 35, 6–10, ср 2Цар 10, 15 слл).

2. Двойственное значение городской цивилизации. – Как бы то ни было, этот новый образ жизни имеет в плане религиозном двойственное значение. Для крестьян Г является убежищем от разбойничьих набегов или нашествия вражеских войск; во многих Г. имелось место поклонения, к-рое после занятия их Евреями посвящалось Ягве; в особенности это относится к Иерусалиму, Г. *Давида (Пс 121, 5) и столице политического могущества (Ис 7, 8), но также и Г. великого *Царя (Пс 48, 4; ср 46, 5), месту религиозных собраний колен Израилевых, знаменующему единство всего *народа (Пс 121, 3 слл). Однако эта городская цивилизация скоро была развращена грехами Ханаана (Ам 3, 9 сл.; 5, 7–12; Ис 1, 21–23), подобно тому как цивилизация великих Г., напр., Ниневии и Вавилона, была развращена язычеством. Поэтому пророки предсказывали столицам и Г. Израиля ту же участь, что и Г. языческого мира (Ам 6, 2; Мих 3, 12): разрушение, подобное разрушению Содома и Гоморры (ср Быт 19). Эти возвещения *Суда Божия относились также и к языческим Г.: такие же грозные предупреждения возглашались Тиру, Сидону, Вавилону.

3. Два града. – В эсхатологии пророков новый *Иерусалим (Ис 54; 60; 62), религиозный центр святой земли (ср Ез 45), продолжал занимать избранное место, а нечестивым Г. образом к-рых был *Вавилон, (Ис 47), предсказывалось окончательное разрушение. И наконец апокалиптика дает контрастные образы двух Г.: Г. опустелого (Ис 24, 7–13), твердыни гордых (25, 2; 26, 5), и Г. укрепленного, прибежища народа Божия, состоящего из бедных (смиренных) (26, 1–6). Эти противоположные образы *Суда и *Спасения соответствуют основной двойственности городской цивилизации, полученной как дар Божий, но могущей также порождать худшее.

НЗ

1. Спасение и Суд Божий. – События НЗ, как в Палестине, так и в римской империи совершаются повсюду в условиях городской цивилизации. Возвещение *Евангелия как во времена Иисуса, так и во времена апостолов, считается с этой социальной обстановкой. Но *Слово Божие принимается по- разному: галилейские Г. отвергают Иисуса; в Афинах отказываются принять благовестие (Деян 17, 16 слл), тогда как в Коринфе его принимают (18, 1–11); в Ефесе некоторые его принимают, другие нет (1Кор 16, 8 сл.). Поэтому Иисус повторяет укоры пророков Г-ам (Геннисаретского) озера (Мф 11. 20–24 п) и Иерусалиму (Лк 19, 41 слл; 21, 20–24 п; 23, 28–31), имея в виду их неверных жителей.

2. Два града. – Хотя иудейская столица испытала *Суд Божий уже в апостольские времена (Откр 11, 2, 8), христианская эсхатология развилась вокруг темы двух Г., когда *Церковь Иисуса противостояла своей гонительнице – римской империи. Откр Ин возвещает падение нового Вавилона (17, 1–7; 18; 19, 2); а в конце времен новый Иерусалим низойдет с неба на землю, чтобы все избранные собрались в нем (21). Принявшие крещение, еще живя на земле, приблизились к нему (Евр 12, 22), ибо они уже имели в нем право гражданства (Флп 3, 20). Г. свыше есть матерь всем нам (Гал 4, 25 сл.); вот почему они не имеют здесь постоянного Г., ибо они грядущего взыскуют (Евр 13, 14). Итак, опыт городской жизни помогает нам представить один из главных аспектов грядущего мира, к к-рому мы стремимся (ср Евр 11, 16).

PG

– > Вавилон – Давид 1 – дверь ВЗ 1 – дом – земля – Иерусалим – небо VI – святой НЗ V – созидать III 4 – пребывать – Церковь V 2 – чужестранец


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle