под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГОЛУБЬ

1. Горлица, вяхирь, голубь – главные разновидности диких и домашних пернатых, к-рые в Библии обозначаются родовым именем Г (евр йонах). Это была единственная птица, к-рую можно было приносить в жертву в Храме. Она была приношением бедных, употреблявшимся главным обр. в обрядах *очищения (Лев 1, 14; 5, 7, 11; Числ 6, 10; Лк 2, 24 – цитата из Лев 12, 8). Этим объясняется наличие в Храме продавцов Г. (Мф 21, 12 п; Ин 2, 14, 16).

2. Иудеи хорошо знали нравы Г. и нередко пользовались образом Г для символических сравнений. Когда Израиль ожидал спасения, а оно не приходило, он стонал как Г. (Ис 38, 14; 59, 11; Наум 2, 8). Когда он падал духом, он хотел улететь в пустыню, как Г. (Пс 55, 7 сл.). Когда пророк желал показать, что Израиль лишен должного чувства по отношению к Богу, он ставит ему в пример регулярность ежегодних перелетов птиц, в том числе и Г. (Иер 8, 7), руководимых верным инстинктом; эти перелеты напоминают также бегство в изгнание (Иез 7, 16) или, наоборот, возвращение в дома свои (Ос 11, 11; Ис 60, 8). В другом случае Ефрем сравнивается с «глупым Г.» (Ос 7, 11), растерявшимся при виде опасности. Иисус не повторяет ни одного из этих сравнений, но, обращаясь к ученикам, прибегает к контрастной формуле: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как Г.» (Мф 10, 16).

3. Как у многих поэтов, в Библии образ Г. может символически означать любовь. Возлюбленная в глазах возлюбленного «голубица» (Песн 2, 14; 5, 2…). Израиль дает сам себе это наименование: «Не предавай зверям душу горлицы твоей» (Пс 73. 19). При крещении Иисуса Дух Св. нисходит на Него как Г. (Мф 3, 16). Этому символу не было дано никакой точной интерпретации. По всей вероятности, здесь не имеется в виду Г., к-рый вернулся в Ноев ковчег (Быт 8, 8–12). Нек–рые толкователи, опираясь на иудейские предания, отождествляли Г. с Израилем. Не вернее ли видеть в нем символ любви Божией, нисходящей на землю? В соответствии с другими иудейскими преданиями, к-рые представляли в виде Г. Духа Божия, носившегося над водой (Быт 1, 2), нек–рые экзегеты видят в нем символ нового творения, совершающегося при крещении Иисуса.

XLD

– > Дух Божий НЗ I 1 – животные – крещение III 2 – простой – Храм НЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle