под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГОНЕНИЕ, ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

На протяжении всей своей истории народ Божий неоднократно испытывал Г.; оно не минуло и Сына Божия, пришедшего спасти мир и ненавидимого миром (Ин 3, 17; 15, 18); Г. это достигает своей наивысшей силы в Страстях Христовых (Мф 23. 31 сл.); оно удел и Его учеников: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15, 20).

Тайна Г., хотя и связана с тайной *страдания, отлична от нее; страдание представляется проблемой, потому что оно постигает всех людей, даже праведных; проблема еще более обостряется, когда речь идет о Г., к-рому подвергаются праведные, именно за то, что они праведны. Г. отличается от других испытаний своим происхождением. Через страдания Господь хочет очистить грешника и испытать праведника по замыслу Своей любви; при Г. же некто злой пытается воспротивиться этому замыслу и разобщить ч‑ка с Богом. Но Г., как и всякое страдание, может служить Господу для исполнения Его предначертаний; «Распиная Господа славы, власти века сего» не знали, что они орудия Премудрости Божией (1Кор 2, 6 слл). Так гонимый Праведник (Деян 3, 14) навеки победил мир (Ин 16, 33). Ученики Его знали, что будут гонимы (2Тим 3, 12), и радовались этому (Мф 5, 11 сл.), ибо видели в этом знак, что они не принадлежат миру–гонителю (Ин 15, 19), а принадлежат к числу тех, в ком будет прославлен Господь Иисус в день, когда Он восторжествует над всяким Г (2Фес 1, 4–12).

1. В ВЗ не только святой народ в своей совокупности в критические периоды своей истории (ср Пс 43, 10–17; 78, 1–4; 79, 5 слл), со времени пребывания в Египте (Исх 1, 8–14) и до римского владычества, встречает жестокое противоборство язычников, но и его отдельные выдающиеся представители – вожди, цари и особенно пророки – часто подвергаются Г. за любовь к Ягве и за верность Его слову: Моисея отвергают его близкие (Исх 2, 14; Деян 7, 27…), и ему непрестанно противостоит их ропот (Исх 5, 21; 14, 11 сл.; 15, 24; 16, 3…; Иез 20, 13, 21; Пс 78, 17–42); Давида преследуют (1Цар 19–24), а также Илию (3Цар 19), Амоса (Ам 7, 10–17), Иеремию (Иер 11, 18–12, 6; 26; 37–38), мучеников Маккавеев (2 Макк 6–7; 1 Макк 1, 57–64; Дан 11. 33–35) и т. д. Иеремии эти Г. представляются неразрывно связанными с его *посланничеством, и благодаря им *Раб Ягве исполняет *замысел Божий (Ис 53, 10). Кн. Даниила показывает, что Г. на праведных, их сопротивление и *верность подготовляют *День *Суда и *пришествие *Царства (Дан 7, 25 слл; 8, 24 сл.; 11, 32–35). Наконец кн. Премудрости разъясняет причину всякого Г.: *нечестивый *ненавидит Праведника, потому что праведник для него живой укор (Прем 2, 12 слл) и в то же время Свидетель Бога, к-рого нечестивец не признает (2, 16–20); гонитель, принадлежащий диаволу, стремится оскорбить в лице свидетеля Самого Бога, и спасение праведника в последний день явится осуждением Неверия Г. (3, 7–10; 5, 1–6).

2. Иисус гонимый завершает и увенчивает этот сонм страждущих, несправедливо преследуемых именно теми, к кому они были посланы. Осуждая Его на смерть, начальники Израиля переполняют меру преступлений своих отцов и свидетельствуют этим, что они действительно сыны тех, кто избивали пророков (Мф 23, 31 сл.). Но это Г на Самого Христа, как и все Его *страдания, необходимы для завершения Его миссии и осуществления плана спасения.

3. Ученики не могут ожидать иного отношения к себе, чем к Учителю: Последовав за Ним, они, как Он, и за Него подвергаются преследованиям (Ин 15, 20; 16, 1 слл), должны пить Его Нашу и быть крещены Его *крещением (Мк 10, 39 п); в них Господь вновь переживает Г. (Деян 9, 4 сл.; ср Кол 1, 24): для них это *благодать (Флп 1, 29) и источник *радости (1Петр 4, 12 слл).

Учеников Христовых сначала притесняют Иудеи (Деян 4, 1–31; 5, 17–41; 8, 1–3; 13, 50), так же как в былое время «рожденный по плоти гнал рожденного по духу» (Гал 4, 29). Как Иисус, преданный Своими (Ин 13, 18; 18, 35; ср Иер 12, 6), ученики должны быть гонимы своими же (Мф 10, 34 слл). Тут нечто большее, чем сходство положений: «Иудеи, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали (букв. подвергли гонению)… и через это всегда наполняют меру грехов своих» (1Фес 2, 15 сл.).

*Язычники также преследуют учеников Иисуса. Рим, новый *Вавилон, будет в свою очередь «упиваться кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых» (Откр 17, 6), сколь верно, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3, 12).

4. Сущность проблемы

а) Г. на друзей Божиих – лишь один из видов вековой *брани, противопоставляющей *Сатану и силы зла Богу и Его слугам; она кончится сокрушением змея. От времени возникновения греха (Быт 3) и до последней борьбы, описанной в Откр Ин., дракон преследует *Жену и ее потомство (Откр 12; см 17; 19). Эта борьба распространяется на всю историю и возрастает по мере того, как время подходит к концу. Вершина этой борьбы – Страсти Господни; тогда наступает *час князя тьмы, но вместе с тем и час Господа Иисуса, как Его смерти, так и Его прославления (Лк 22, 53; Ин 12, 23; 17, 1). В Церкви Г. являются знамением и условием окончательной *победы Христа и принадлежащих Ему. В этом смысле они имеют эсхатологическое значение, являясь как бы предвестниками *Суда (1Петр 4, 7 слл) и полного восстановления *Царства. Будучи настоящим *началом болезней (Мк 13, 9–13, 14–20), Г. предваряют конец, *мира и обусловливают рождение нового века (Откр 7, 13–17).

б) Если гонимые, оставшиеся верными в Испытании (Откр 7, 14) являются уже теперь победителями и «изобилуют радостью», не следует, думая об их славной участи, забывать трагического аспекта *наказания гонителей. *Гнев Божий, уже теперь проявляющийся по отношению к грешникам (Рим 1, 18), обрушится в последние дни на *ожесточившихся и особенно на гонителей (1Фес 2, 16; 2Фес 1, 5–8; Откр 6, 9 слл; 11, 17 сл.; 16, 5 сл.; 19, 2). Их участь уже предвещена трагическим концом Антиоха Епифана (2 Макк 9; Дан 7, 11; 8, 25; 11, 45) и гибелью Ирода–Агриппы (Деян 12, 21 слл). Связь между Г. и эсхатологическим наказанием подчеркнута в притчах о виноградарях–убийцах (Мф 21, 33–46 п) и о брачном пире (22, 1–14). Последнее преступление виноградарей и избиение последних слуг переполняет чашу злодеяний и вызывает гнев Хозяина дома или Царя: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (Откр 16, 6; 19, 2).

Верующий, очами *веры проникающий в тайну Г., находит в *надежде силу переносить его с радостью; уже в ВЗ были примеры такой стойкости, к-рую Иисус доводит до *совершенства Своим примером и Своими наставлениями.

1. Примеры. – Все ВЗ-ные праведники, подвергавшиеся Г., показали пример *терпения и мужественной *верности в уповании. Образом такого верного и молящегося гонимого является Иеремия; в его «признаниях» звучат как заверения в верности, так и мучительные жалобы; он знает, что, что бы с ним ни случилось, Ягве «с ним», дабы его защитить и спасти (напр., Иер 1, 8, 19). Таково же положение и страждущего Раба Ягве (Ис 52–53) и гонимых псалмопевцев: «Господи Боже мой! На Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня» (Пс 7, 2): этот вопль тоски и доверия слышится во всей Псалтири. Часто сопровождаемая проклятиями против *врагов (Пс 34; 54; 69; 70; 108) или призывами к Божию *отмщению (Иер 11, 20; 15, 15; 17, 18), такая молитва основана на уверенности в *спасении, к-рое Бог, всегда верным дарует Своим (Пс 30, 6; ср 22, 4; 90, 15).

Иисус гонимый не только уповает на Отца Своего, К-рый с Ним (Мф 26, 53; Ин 16, 32), но и молится за Своих гонителей (Лк 23, 34); этим Он подает Своим ученикам наивысший *пример любви, дающей силу переносить всякое Г. (1Кор 13, 7).

Апостолы и первые христиане, претерпевая Г., молятся, чтобы Бог дал им свободу проповедовать *Евангелие (Деян 4, 29; ср 12, 5); они проявляют упование и дерзновение (Деян 4, 13–31; 28, 31; Флп 1, 20); как их Учитель, они терпеливо переносят Г. (2Фес 1, 4) и, как Он, просят Бога простить их мучителям (Деян 7, 60).

2. Наставления Иисуса подтверждаются Его личным примером. Как и Он, ученик должен молиться за преследующих его (Мф 5, 44 п; ср Рим 12, 14). Он должен быть готов мужественно переносить Г.; хотя он не должен безрассудно рисковать – иногда лучше покинуть город, где его преследуют (Мф 10. 23; Деян 13, 50 сл.) – он в то же время должен быть готов ко всему: к темнице, к побоям, к смерти (Мф 10, 16–39; Ин 16, 4). Несмотря на такие опасности, он не должен страшиться: его Учитель победил *мир (Ин 16, 33) и в конце концов со Своими званными, избранными и верными (Откр 17, 14) восторжествует над *нечестивыми гонителями. *Враги ученика Христова не могут погубить его души (Мф 10, 28–31). *Дух Божий поможет ему, когда его поведут на суд, и ему не надо будет заботиться о том, что говорить в свою защиту на *суде (Мф 10. 19 слл). Однако нужно всегда *бодрствовать и молиться, ибо Г. – всегда Испытание, искушение, и, хотя дух бодр, плоть немощна (Мф 26, 41 п).

Павел повторяет наставления Иисуса. Ничто не может отлучить нас от любви Христа, говорит он, ни Г., ни меч (Рим 8, 35). В итоге можно сказать, что ученик переносит Г. с надеждой, дающей ему силу пребывать верным, постоянным и радостным (Рим 12, 12; 2Фес 1, 4; ср Мф 13, 21 п). Он знает, в Кого уверовал (2Тим 1, 12). Т. обр., имея вокруг себя бесчисленных *мучеников ВЗ и НЗ, взирая на Христа, Который «претерпел такое над Собою поругание от грешников», он терпеливо идет к цели, не падая духом (Евр 11, 1–12, 3).

3. *Радость в *надежде (Рим 12, 12) – вот плод терпеливо перенесенного Г.: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь… (Мф 5, 11 сл.). Это обещание Христа осуществляется в хр–не, к-рый «хвалится скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает…» (Рим 5, 3 слл; Иак 1, 2 слл). Он «при всей скорби преизобилует радостью» (2Кор 7, 4; 12, 10; Кол 1, 24; см Деян 5, 41; Евр 10, 34). *Утешение в скорбях (2Кор 1, 3–10) – это плод Духа (1Фес 1, 6; Деян 13, 52; ср Гал 5, 22), и, вместе с тем, знамение присутствия Царства.

Написанное во время страшного *испытания Откр Ин., как некое зеркало, отражающее жизнь Церкви, поддерживает эту радостную надежду в сердцах гонимых, укрепляя в них уверенность в *победе Иисуса и в установлении Царства. К каждому из них, как и ко всей Церкви, воскресший Господь обращается всегда со словами: «Не бойся ничего, что тебе предстоит претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2, 10).

RD

– > Антихрист – бегать 2 – блаженство НЗ II – богохульство НЗ 2 – Вавилон 2 – война ВЗ IV 1 – враг – долготерпение I НЗ 1, II 2 – испытание/искушение НЗ II – крест II 3 – мир (космос) НЗ III 2 – мученик 2 – насилие II, IV 2 – ненависть I 2, III 2 – свидетельство НЗ III 2 – страдание III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle