под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГОЛОД И ЖАЖДА

В Г. и Ж., являющихся одной из самых насущных жизненных потребностей ч‑ка, выражается смысл ч-ского существования перед Богом, но этот смысл имеет двойственный характер (Притч 30, 9). Чувство Г. и Ж. есть некий положительный опыт, к-рый помогает душе открыться Богу, но положение истощенных Г-м есть зло, и с этим злом надлежит всячески бороться, дабы его уничтожить; если Г. становится общественным бедствием, то, согласно Библии, это *бедствие надо рассматривать как знак *суда Божия.

ВЗ

1. Голод и жажда как испытание веры.

а) В пустыне Бог послал Своему народу Г., чтобы *испытать его и *познать глубину его сердца (Втор 8, 1 слл). Израиль должен был усвоить, что в своем существовании он всецело зависит от Ягве, К-рый один дает ему *пищу и питье. Но в еще более глубокой степени, чем эти физические потребности, Израиль должен был осознать свою потребность в Боге. *Манна небесная знаменует то, что исходит из уст Господних, т. е. Его Слово, Его Закон, в к-рых народ должен обрести жизнь (Втор 30, 15 слл; 32, 46 сл.). Но народ не понимает этого и думает лишь о мясе, к-рое он ел в Египте (Числ 11, 4 сл.); тогда Бог заменяет благотворное испытание Г-м, возможностью наесться до пресыщения мясом, «пока не пойдет оно из ноздрей» (11, 20; см Пс 77. 26–31).

б) Поселившись на своей земле и насытясь ее благами, Израиль забывает опыт *пустыни, приписывает это благоденствие своим собственным заслугам и хвалится ими перед Ягве (Втор 32, 10–15; Ос 13, 4–8). Только когда Бог вновь привел народ Свой в пустыню (Ос 2, 14), *сердце Израиля, умиравшего от Ж. и плачущего о потерянном хлебе и об опустошенных виноградниках (2, 9, 12), пробудилось (2, 16) и ощутило самый подлинный Г и Ж. – «слушать слово Ягве» (Ам 8, 11).

в) Пророки и мудрецы запомнили эти уроки. Нужда и желание благ, к-рые Господь предназначает любящим Его, постоянно выражаются у них в образах трапезы, хлеба, воды, вина. Люди алчут той трапезы, к-рую Ягве уготовляет для всех народов на горе Своей (Ис 25, 6), жаждут утоляющей их желания *мудрости (Притч 5, 15; 9, 5), *вина опьяняющего – любви (Песн 1, 3; 4, 10), спешат «покупать без платы» питье для жаждущих и пищу насыщающую, к-рую дарует Бог (Ис 55, 1 слл). Подлинная Ж. – это Ж. самой чистой *воды, единственного вина, *опьянение к-рым есть сама жизнь, т. е. Ж. Бога (Пс 41, 2); и Бог всегда готов исполнить это желание: «Открой уста твои, и Я наполню их» (Пс 80, 11).

2. Голод и жажда – призыв к милосердию. – Испытание Г и Ж. остается исключением. Нищие, к-рые «всегда будут среди земли (твоей)» (Втор 15, 11) являются живым призывом для приближающихся к ним. Т. обр. одна из главных обязанностей Израильтянина – дать хлеб и воду своему *брату, своему единоплеменнику (Исх 23, 11), всякому, кто в них нуждается (Тов 4, 16 сл.), и даже своему *врагу (Притч 25, 21); это и значит творить правду (Иез 18, 7, 16) и свой *пост сделать угодным Богу (Ис 58, 7, 10). В конце концов Ягве Сам позаботится об алчущих и призовет их на трапезу, к-рая утолит их Г. и Ж. (Ис 25, 6; см 65, 13).

НЗ

1. Иисус Христос. – Мессия алчущих (Лк 1, 53) возглашает, что алчущие насытятся (6, 21). Начиная исполнение Своей миссии, Он ставит Себя в положение алчущего и жаждущего. Подвергшись искушению, подобно Израилю в пустыне, Он утверждает и доказывает на деле, что самой насущной потребностью ч‑ка является Слово Божие, воля Отца (Мф 4, 4); эта воля – Его пища и ею Он живет (Ин 4, 32–34). На кресте Он испил «чашу, к-рую дал Ему Отец» (Ин 18, 11); жажда Иисуса распятого неотделима от Его желания: «Да сбудется Писание» (Ин 19, 28), да будет завершено дело Отца, а также и от желания явиться пред лице Его (Пс 41, 3).

2. Иисус утоляет голод и жажду, но Он и дарует их.

– Как некогда Бог в пустыне, так и Иисус утоляет Г. народа, следующего за Ним (Мк 8, 1 слл), но Он заботится и о том, чтобы люди алкали *Слова Божия, истинного *Хлеба, о к-ром Он говорит: «Я есмь хлеб жизни» (Ин 6, 48), жаждали *воды живой – *Духа Его (Ин 7, 37 слл). Эту Ж. Он пробуждает в Самарянке (Ин 4, 1–14), и призывает Марфу возжаждать Его Слова – единого на потребу (Лк 10, 39–42).

3. Христианин и алчущие. – Более чем когда–либо на учениках Христа лежит обязанность кормить голодных. Мучительная жажда в геенне ожидает того, кто не хочет видеть голодного у своих дверей (Лк 16, 19–24); тому же, кто «напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика» (Мф 10, 42), уготована награда. Именно на основе этого будет совершаться суд, ибо накормить голодного, напоить жаждущего – значит в лице *братьев своих утолить голод и жажду Иисуса Христа (Мф 25, 35, 42). Мы всегда должны томиться Ж. этого милосердия, утоляющего страдание ближнего; ее источник всегда открыт, и открыт даром тем, кто жаждет Бога, жаждет увидеть Лицо Его, жаждет истинной жизни (Ис 55, 1 слл; Откр 21, 6; 22, 17).

JB

– > блаженство НЗ II – вода – желание II – пища – пустыня – трапеза – хлеб


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle