под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

А. ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

1. Осуждение гнева. – Бог осуждает неистовство ч‑ка, гневающегося на другого из зависти, как Каин (Быт 4, 5), в состоянии ярости, как Исав (Быт 27, 44 сл.) или как Симеон и Левий, жестоко мстившие за оскорбление своей сестры (Быт 49, 5 слл; см 34. 7–26; Иф 9, 2): такой Г. ведет обыкновенно-к ч-коу- бийству. В кн. Мудрых порицается глупость вспыльчивого (Прит 29, 11), не усмиряющего «дуновения ноздрей», по древнеевр. образному выражению, и восхваляется мудрый, у к-рого «дыхание долгое» в противоположность нетерпеливому, у к-рого «дыхание короткое» (Притч 14, 29; 15, 18). Г. творит неправду (Прит 14, 17; 29, 22; см Иак 1, 19 сл.). С еще большей строгостью Г. осудил Иисус: Он приравнивает Г к его частому следствию – ч-коубийству (Мф 5, 22). Поэтому Павел считает Г несовместимым с любовью (1Кор 13, 5): это просто зло (Кол 3, 8), от к-рого надо ограждать себя, особенно из–за близости Бога (1Тим 2, 8; Тит 1, 7).

2. Священный гнев. – Тогда как, напр., стоики во имя своего идеала бесстрастия (άπάθεια) порицали всякую вспыльчивость, в Библии говорится о «свящ. гневе», конкретном понятии, выражающем отношение Бога к мятежу ч‑ка. Свящ. Г. пылал и Моисей при виде неверия Евреев (Исх 16, 20), их отступничества у Хорива (Исх 32, 19, 22), их небрежного отношения к обрядам (Лев 10, 16) и к заклятию, положенному на добычу (Числ 31, 14). Так гневался и Финеес, *усердие к-рого похвалил Бог (Числ 25, 11); и Илия, истребляя лжепророков (3Цар 18, 40) и низводя огонь на посланцев царя (4Цар 1, 10, 12); и Павел – в Афинах (Деян 17, 16). При виде идолов или греха эти Божии люди, подобно Иеремии, «преисполнялись гневом Ягве» (Иер 6, 11; 15, 17) и – хотя еще и несовершенно – предвозвещали гнев Иисуса (Мк 3, 5).

Как это ни кажется парадоксально, гневаться может только один Бог. Так в ВЗ слова, выражающие Г., применяются к Богу примерно в пять раз чаще, чем к ч-ку. Павел, хотя он и сам не раз горячился (Деян 15, 39), мудро советует: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию, ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12, 19). Г – дело не ч‑ка, а Бога.


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle