под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

Б. ГНЕВ БОЖИЙ

ВЗ

1. Гнев Божий – неоспоримая реальность. – Кн. Исаии изобилует всевозможными образами, возникавшими из библ. вдохновения: «Горит гнев Его, уста Его исполнены негодования, и язык Его как огонь поедающий, и дыхание Его как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи… и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе, и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде»… Дуновение Ягве, как поток серы, воспламенит солому и дерево, скопленные в Тофете (Ис 30, 27–33). *Огонь, дуновение, буря, поток, ярость воспламеняет, она выливается (Иез 20, 33), она должна быть выпита из *чаши (Ис 51, 17), как пьянящее *вино (Иер 25, 15–38).

Последствие этого гнева – *смерть и все, что ее сопровождает. Давиду предоставлен выбор между голодом, поражением и моровой язвой (2Цар 24, 13 слл); в другом месте это поражение мором (Числ 16, 46), *проказа (Числ 12, 9 сл.), смерть (1Цар 6, 19). Этот Г. обрушивается на всех ожесточенных в грехе: сначала на Израиля как на общество (4Цар 23, 26; Иер 21, 5), так и на отдельных лиц, ибо он ближе к Богу святому (Исх 19, 32; Втор 1, 34; Числ 25, 7–13); затем и на языч. *народы (1Цар 6, 9), ибо Ягве – Бог всей земли (Иер 10, 10). Нет почти ни одного библ. законоположения или книги, к-рые не напоминали бы об этом.

2. Перед образом разгневанного Бога разум ч-ский испытывает смущение и пытается освободить этот образ от тех элементов, к-рые ему кажутся недостойными божества. Согласно течению, к-рое в Библии находится как бы на периферии, но чаще встречается в нек–рых других религиях (ср греческих Эринний), орудием Г. Божия оказывается *Сатана (1Пар 21 и 2Цар 24). Однако библ. религиозное сознание подошло к тайне Г. Божия не этим окольным путем метода демифологизации или перенесения на другой субъект. Хотя откр. передается через поэтические образы, это отнюдь не простые метафоры. Кажется, будто Бог обуреваем настоящей «страстью», к-рая неистовствует, не успокаивается, не отвращается от Израиля (Ис 9, 12; Иер 4, 8), или же, наоборот, успокаивается, отвращается (Ос 14, 5; Иер 18, 20), ибо Бог «возвращается» к тем, к-рые возвращаются к Нему (2Пар 30, 6; ср Ис 63, 17). В Боге как бы борются два «чувства» – Г. и *милосердие (ср Исх 34, 6; Ис 54. 8–10; Пс 29, 6), являющиеся выражением страстной привязанности Бога к ч-ку. Но выражаются они по разному: Г., конечное проявление к-рого будет в последний *День, отождествится с адом, а милосердная любовь, к-рая уже и здесь на земле через *наказания призывает грешников к *обращению, навсегда восторжествует на небе. Такова тайна, к к-рой Израиль постепенно приближается, хотя и разными путями.

1. Путь к поклонению Богу святому. – В первой группе текстов – наиболее древних – подход к проблеме Г. Божия носит иррациональный характер. Смерть угрожает всякому, кто неосторожно приближается к *святости Ягве (Исх 19, 9–25; 20. 18–21; 33, 20; Суд 13, 22); Бог поразил Озу за то, что он хотел поддержать ковчег (2Цар 6, 7). Псалмопевцы так же объясняют *бедствия, *болезнь, преждевременную *смерть, торжество *врагов (Пс 87, 16; 89, 7–10; 101, 9–12; Иов). За таким пониманием – трезвым, в том смысле, что зло понималось действительно как зло, но иногда наивным, ибо всякое необъяснимое зло приписывалось Г. Божию, представлявшемуся как отмщение за нарушение табу, кроется глубокая вера в присутствие Бога в каждом событии и подлинное чувство *страха перед святостью Бога (Ис 6, 5).

2. Гнев и грех. – Согласно другим текстам, верующий уже не довольствуется инстинктивным поклонением действию Руки Божией, от к-рого зависит вся его жизнь; он ищет причину и смысл этого действия. Поборов искушение приписывать зло *ненависти неких злокозненных сил (греч μήνις) или ревнивой прихоти богов (как напр., вавилонский Энлил), что означало бы перелагать вину с себя на другого, Израиль признает виновным самого себя. Иногда Бог Сам указывает виновных, как, напр., при наказании народа за ропот (Числ 11, 1) или Мариами за злоречие (Числ 12, 1–10); иногда же орудием Г. Божия является общество (Исх 32); в нек–рых случаях оно бросает жребий, чтобы открыть виновного, как, напр., Ахана (Ис Нав 7). Где налицо Г. Божий, там, следовательно, был *грех ч-ка. Таково убеждение составителя кн. Судей, подразделяющего историю Израиля на три части: отступничество народа, Г. Божий, обращение Израиля.

Т. обр. Бог оказывается правым в *тяжбе, к-рую начал с ним грешник (Пс 50, 6); грешнику же открывается первое значение Г. Божия – ревность святой любви. Пророки объясняют *наказания, испытанные народом в прошлом, его неверностью *Завету с Богом (Ос 5, 10; Ис 9, 12; Иез 5, 13…); грозные образы у Осии (моль, червь, лев, охотник, медведица…: Ос 5, 12, 14; 7, 12; 13, 8) знаменуют всю значимость Божией любви: Святый Израилев не может терпеть греха в избранном Им народе. И на языч. *народы Г. Его изливается в меру их гордыни, побуждающей их преступать надлежащие пределы данной им *миссии (Ис 10, 5–15; Иез 25, 15–17). Если Г. Божий тяготеет надо всем миром, то это потому, что *мир грешен. Устрашенный этим угрожающим ему Г., ч-к *исповедует свой грех и ожидает *милости (Мих 7, 9; Пс 89, 7 слл).

Осмысливание Г. Божия религиозным сознанием на этом еще не заканчивается: пройдя путь от слепого поклонения до исповедания своего греха, признав святость, поражающую грех, ч-к должен поклониться *любви, оживотворяющей грешника.

1. Гнев и любовь. – Проявляя Г., Бог поступает не как ч-к: не страсть владеет Им, а Он владеет ею. Хотя Г. Его возгорается иногда внезапно против Евреев, «когда мясо было еще в зубах их» (Числ 11, 33) или против Мариами (Числ 12, 9), это, однако, не есть нетерпение. Бог долготерпелив (Исх 34, 6; Ис 48, 9; Пс 102, 8), и Его милосердие всегда готово проявиться (Иер 3, 12). «Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек», читаем мы у Осии, к-рому так свойственны яркие образы (11, 9). Все больше и больше ч-к сознает, что Бог не Бог Г., но Бог *милосердия. После назидательного наказания – *пленения, Бог говорит неверной жене Своей – Израилю: «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя» (Ис 54, 7, 8). И победа этой милости основывается на том, что верный *Отрок Ягве претерпел казнь за преступления народа, превращая неправедность в правду (Ис 53, 4, 8).

2. Чтобы освободиться от гнева. – Наказывая своевременно, а не под влиянием нетерпения, Бог открывает ч-ку воспитательное значение наказаний, порожденных Его Г. (Ам 4, 6–11). Этот Г., возвещенный грешнику в целях милосердия, не парализует его как некий роковой призрак, а призывает Обратиться к любви (Иер 4, 4).

И именно потому, что у Бога в глубине сердца всегда любовь, Израиль может умолять об *избавлении от Г. *Жертвоприношения тех, кто проникнут верою в правду Божию, не имеют ничего общего с магическими обрядами, цель к-рых заклинать божество; так же, как и *молитвы о заступничестве, они основаны на убеждении, что Бог может прекратить Г. Свой. Моисей заступается за неверный народ (Исх 32, 11, 31 сл.; Числ 11, 1 сл.; 14, 11 сл…) или за виновного (Числ 12, 13; Втор 9, 20). Так же Амос заступается за Израиля (Ам 7, 2, 5), Иеремия за Иуду (Иер 14, 7 слл; 18, 20), Иов – за своих друзей (Иов 42, 7 сл.). Т. обр. последствия Г. – кары – уменьшаются (Числ 14; Втор 9) или даже отменяются (Числ 11; 2Цар 24). Приводимые в прошениях Богу доводы показывают, что узы между Ним и Израилем не порваны (Исх 32, 12; Числ 14, 15 сл.; Пс 73, 2): в этом диалоге ч-к ссылается на свою слабость (Ам 7, 2, 5; Пс 78, 8) и напоминает Богу, что Он – по существу Своему *милосерд и *верен (Числ 14, 18).

3. Гнев и наказание. – Сводя Г., уничтожающий ожесточенного грешника, к наказанию для его исправления и обращения, Израиль тем не менее сохранил понятие Г. в прямом значении слова и определил предназначенное ему время – последний *День. День тьмы, о к-ром говорил Амос (Ам 5, 18–20), становится «днем гнева» (dies irae Соф 1, 15–2, 3), к-рого никто не сможет избежать, ни язычники (Пс 9, 17 сл.; 55, 8; 78, 6 слл), ни нечестивые члены общины (Пс 7, 7; 10, 5 сл.; 27, 4; 93, 2), а лишь ч-к благочестивый, к-рому грех был прощен (Пс 29, 6; 64, 3 сл.; 102, 3).

Т. обр. установлена разница между разными видами Г. В ходе исторического процесса *наказания не являются – в прямом смысле – проявлением Г. Божия, уничтожающего навеки, а только *образами, предвосхищающими его. Через эти образы Г. конца времен продолжает исполнять свою спасительную роль, открывая один из аспектов любви Бога Святаго. В связи с этим Г. *посещения Богом Своего грешного народа могут и должны быть поняты как проявление долготерпения и отдаление сроков последнего Г. (см 2 Макк 6, 12–17). Составители апокалипсисов прекрасно видели, что время Г. должно предшествовать времени окончательной милости: «Пойди, народ Мой, войди в покои твои, и запри за собою двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис 26, 20; см Дан 8, 19; 11, 36).

НЗ

Со времени проповеди Предтечи (Мф 3, 7 п) и до последних страниц НЗ (Откр 14, 10) Благовестие *благодати сохраняет понятие Г. Божия как одно из своих основных данных. Изъять это понятие значило бы возобновить ересь Маркиона, придерживаясь лишь обманчивого представления о «добром Боженьке». Однако пришествие Иисуса Христа, исполняя данные ВЗ, в то же время преображает их.

1. От гнева–страсти к последствиям гнева. – В НЗ ударение перемещается. Правда, образы ВЗ еще сохраняются: огонь (Мф 5, 22; 1Кор 3, 13, 15), дыхание истребляющее (2Фес 1, 8; 2, 8), *вино, *чаша, точило, трубы гнева (Откр 14, 10, 8; 16, 1 слл). Но служат они уже не столько для представления Г. Божия в форме психологической в виде некоей мощной страсти, сколько для разъяснения его последствий. Мы вступили в *последние времена. Иоанн Креститель возвещает огонь *суда (Мф 3, 12), Иисус говорит о том же в притче о недостойных званных (Мф 22, 7); по Его словам, враг и неверный будут уничтожены (Лк 19, 27; 12, 46), брошены в огонь неугасимый (Мф 13, 42; 25, 41).

2. Иисус во гневе. – Но еще более страшной, чем эта вдохновенная речь, еще более трагичной, чем опыт пророков, как бы стиснутых между Богом святым и грешным народом, является реакция Человека, К-рый есть Сам Бог. В Иисусе подлинно проявляется Г. Божий. Его нельзя уподобить стоику, к-рый видит добродетель в бесстрастии (Ин 11, 33); Он властно повелевает Сатане (Мф 4, 10; 16, 23) и бесам (Мк 1, 25), Он грозно обличает диавольское коварство людей (Ин 8, 44), особенно *фарисеев (Мф 12, 34), тех, кто убивает пророков (Мф 23, 33), *лицемеров (Мф 15, 7). Иисус, как и Ягве, восстает в Г. на всякого восстающего на Бога.

Иисус укоряет также непослушных (Мк 1, 43; Мф 9, 30) и маловерных учеников (Мф 17, 17). Он очень гневается на тех, кто, подобно завистливому брату блудного сына, принятого милосердным Отцом (Лк 15, 28), не проявляют милосердия (Мк 3, 5). Наконец мы видим у Иисуса Г. судьи: как хозяин пира (Лк 14, 21), как господин раба немилосердного (Мф 18, 34), Он предрекает горе непокаявшимся городам (Мф 11, 20, 21), изгоняет торгующих из храма (Мф 21, 12, 13), проклинает бесплодную смоковницу (Мк 11, 21). Как гнев Божий, гнев Агнца – не напрасное слово (Откр 6, 16; Евр 10, 31).

1. Справедливость и гнев. – Своим пришествием на землю Господь установил две эры в истории спасения. Богословом этой новой реальности является ап. Павел: Христос, являя Божию *правду верующим, являет и Г. на всякого неверующего. Этот Г., подобный ВЗ-ным карам, предвосхищает конечный Г. Тогда как Иоанн Креститель объединял в одной перспективе пришествие Мессии на землю и Его пришествие в конце времен (в таком случае служение Иисуса должно было бы быть последним *судом), Павел учит, что Христос установил промежуточное время, в продолжении к-рого полностью раскрываются оба плана божественной деятельности: правда и гнев. Сохраняя нек–рые ВЗ-ные взгляды, напр., усматривая в гражданской власти орудие Божие: «отмстителя, карающего гневом Божиим делающего зло» (Рим 13, 4), он главным обр. прилагает усилия к тому, чтобы раскрыть новые отношения ч‑ка с Богом.

2. От гнева к милосердию. – Ч-к от самого начала – грешник (Рим 1, 18–32) и заслуживает смерти (3, 20). Он по справедливости объект Г. Божия, он «сосуд гнева», готовый к погибели (9, 22; Еф 2, 3), что в другой форме выражает и Иоанн: «гнев Божий пребывает на неверующем» (Ин 3, 36). Ч-к – грешник по природе, им искажены самые святые установления Божии, поэтому святой по своей сущности *Закон стал «производить гнев»; ибо, «где нет Закона, нет и преступления» (Рим 4, 15). Но *замысел Божий есть замысел *милосердия, и сосуды Г., если они *обратятся, могут стать «*сосудами милосердия» (Рим 9, 23), независимо от того, какого они происхожения – языческого или иудейского, «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (11, 32). Как и в ВЗ, Г. Божий не переходит в действие, в чем проявляется могущество Божие (Бог терпит грешника), а также открывается Его благость (Он призывает к обращению).

1. Иисус и гнев Божий. – С пришествием Христа произошло тем не менее радикальное изменение. Уже не Закон, а Иисус (1Фес 1, 10) избавляет нас от этого «грядущего гнева» (Мф 3, 7). Бог, К-рый «определил нас не на гнев, но к получению *спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5, 9), свидетельствует, что мы, «будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева» (Рим 5, 9) и больше того, – что вера наша соделала нас «спасенными» (1Кор 1, 18).

Иисус, поистине, «взял на Себя грех мира» (Ин 1, 29), «незнавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2Кор 5, 21); умирая на *кресте, Он принял на себя *«проклятие», чтобы дать нам *благословение (Гал 3, 13). В Иисусе встретились силы любви и святости, так что, когда Г. обрушился на Того, Кто «стал грехом», победила любовь; трудный путь ч‑ка, пытающегося за Г. найти *любовь, заканчивается и сосредоточивается в мгновении, когда Иисус умирает, предваряя Г. конца времен, чтобы избавить от него навсегда всякого верующего в Него.

2. В ожидании Дня Гнева.Церковь, всецело избавленная от Г., остается однако местом брани с *Сатаной», «потому что к вам сошел диавол в сильной ярости» (Откр 12, 12), преследуя *Жену и ее потомство; им языч. *народы были напоены вином ярости Божией (14, 8 слл). Но Церковь не страшится этой подделки под Г., так как новый *Вавилон будет побежден, когда придет Царь царей топтать точило *вина ярости гнева Бога Вседержителя (19, 15) обеспечивая т. обр. в последний день *победу Божию.

XLD

– > вино II 2 а – гроза 3 – День Господень ВЗ II, НЗ 0 – долготерпение – месть 1 – милосердие ВЗ I 2 б – молчание 1 – наказания – насилие – нечестие НЗ 3 – огонь ВЗ 2, III – ожесточение I 2 – проклятие V – прощение – рвение – сбор винограда 2 – страх Божий III – суд – чаша 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle