под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОДА

В., прежде всего, источник и сила жизни: без нее земля – бесплодная пустыня, страна голода и жажды, где люди и животные обречены на смерть. Однако есть и воды смерти: губительное наводнение, опустошающее землю и поглощающее все живое. Наконец, в культовом обиходе применяется обычай, взятый из домашнего быта – омывать В. людей или предметы, оскверненные всякого рода соприкосновениями с повседневной жизнью, чтобы очистить их. Итак В., то животворящая, то наводящая страх, но всегда очищающая, тесно связана с ч-ской жизнью и историей народа Союза- Завета.

Бог, Владыка вселенной, дарует В. по Своей воле и, следовательно, держит в Своей власти судьбы ч-ства. Израильтяне, сохранившие представления древней вавилонской космогонии, разделяют В. на две отдельные массы. «Верхние воды» сдерживаются небосводом, к-рый представляется твердой поверхностью, «твердью» (Быт 1, 7; Пс 148, 4; Дан 3, 60; ср Откр 4, 6). Когда отворяются окна небесные, В. могут литься на землю в виде дождя (Быт 7, 11; 8, 2; Ис 24, 18; Мал 3, 10), или росы, ложащейся ночью на зелень (Иов 29, 19; Песн 5, 2; Исх 16, 13). Что же касается источников и рек, то они происходят не от дождя, а из огромного водохранилища, на к-ром покоится земля, «нижних вод», бездны (Быт 7, 11; Втор 8, 7; 33, 13; Иез 31, 4).

Бог, установивший этот порядок, есть Владыка Вод. Он их удерживает или дает им течь по Своему усмотрению, как верхние, так и нижние, вызывая т. обр. засуху или наводнение (Иов 12, 15). «Он дает дождь на лицо земли» (Иов 5, 10; Пс 103, 10–16), тот дождь, к-рый от Бога, а не от людей (Мих 5, 7; ср Иов 38, 22–28). Он ему «назначил устав» (Иов 28. 26). Он следит, чтобы дождь шел «в свое время» (Лев 26, 4; Втор 28, 12): если дождь пойдет слишком поздно (в январе), то будет нанесен вред посевам, а если он прекратится слишком рано, «за три месяца до жатвы», то пострадает урожай (Ам 4, 7). Зато, когда Бог соблаговолит дать людям осенние и весенние дожди (Втор 11, 14; Иер 5, 24), благосостояние страны обеспечено (Ис 30, 22 слл).

Точно так же Бог располагает по Своему усмотрению бездной (Пс 134, 6; Притч 3, 20). Если Он ее осушит, то иссякнут источники и реки (Ам 7, 4; Ис 44, 27; Иез 31, 15), что вызовет опустошение. Если Он разверзнет источники бездны, то потекут реки и по берегам их пышно разрастется растительность (Числ 24, 6; Пс 1, 3; Иез 19, 10), в особенности, когда дожди редки (Иез 17, 8). В пустынных местностях источники и колодцы – единственные места, где можно напоить животных и людей (Быт 16, 14; Исх 15, 23, 27); они являются основным жизненным богатством, за к-рое ведется жестокая борьба (Быт 21, 25; 26, 20 сл.; Ис Нав 15, 19).

103-ий псалом прекрасно описывает власть Бога над В-ми: Он сотворил верхние воды (Пс 103, 3), как и воды бездны (стих 6), Он определяет скорость их течения (ст 7), Он удерживает их, чтобы они не покрыли землю (ст 9), Он посылает источники (ст 10) и дождь (ст 13), благодаря чему на земле умножается благополучие, веселящее сердце ч‑ка (стихи 11–18).

1. Воды и земное *воздаяние. – Хотя Бог и дарует и удерживает В. по Своему усмотрению, Он принимает во внимание поведение Своего народа. В зависимости от того, верен ли или не верен народ Союзу–Завету, Бог посылает или удерживает В. Когда Израильтяне живут согласно Закону Господню, слушаясь голоса Божия, Бог отверзает небеса и дает дождь в свое время (Лев 26, 3 слл,10; Втор 28, 1.12,. Т. обр. В. является следствием и признаком *благословения Божия для тех, кто Ему верно служит (Быт 27, 28; Пс 132, 3). Если же Израиль неверен, Бог его *наказывает, делая «небо его, как железо, и землю его, как медь» (Лев 26, 19; Втор 28, 23), чтобы он понял и *обратился (Ам 4, 7). Итак, засуха является следствием *проклятия Богом *нечестивых (Ис 5, 13; 19, 5 слл; Иез 4, 16 сл.; 31, 15), как, напр., засуха, к-рая опустошила страну в царствование Ахава, когда Израиль «презрел повеления Ягве и пошел вслед Ваалам» (3Цар 18, 18).

2. Грозные воды. – В. не только сила жизни. *Морские В. напоминают демоническое беспокойство своим постоянным волнением, а своей горечью – уныние шеола. Внезапный разлив рек, уносящих во время *грозы почву и все живое (Иов 12, 15; 40, 23), символизирует несчастье, готовое внезапно постичь ч‑ка (Пс 123), козни *врагов против праведника (Пс 17, 5 сл, 17; 41, 8; 70, 20; 143, 7); своими происками они пытаются увлечь его в самую бездну (Пс 34, 25; 68, 2 сл.). Бог может защитить праведника от этих губительных В. (Пс 31, 6; ср Песн 8, 6 сл.), может позволить также потопить нечестивых, и это будет справедливым *наказанием за нелюбовь к ближнему (Иов 22, 11). У пророков разрушительный разлив великих рек символизирует *мощь царств, к-рые захватят и погубят малые народы; мощь Ассирии сравнивается с Евфратом (Ис 8, 7), мощь Египта с Нилом (Иер 46, 7 сл.). Эти же реки Бог посылает наказать Свой народ, виновный в недоверии к Нему (Ис 8, 6 слл), а также и исконных врагов Израиля (Иер 47, 1 сл.).

В руках Творца эта стихийная сила не слепа: поглощая нечестивый мир (2Петр 2, 5), *потоп оставляет в живых праведника *Ноя (Прем 10, 4). Точно так же В. Чермного моря делают различие между народом Божиим и народом идолопоклонническим (Прем 10, 18 сл.). Итак, грозные В. предвосхищают конечный *суд огнем (2Петр 3, 5 слл; Пс 28, 10; Лк 3, 16 сл.); когда они сходят, лицо земли обновляется (Быт 8, 11).

3. Очищающие воды. – Тема Вод гнева соприкасается с темой В. благотворной: она не только сила жизни, но и средство для омовения, уничтожения скверны (ср Иез 16, 4–9; 23, 40). Одним из главных обычаев *гостеприимства было омовение ног гостя, чтобы смыть с них дорожную пыль (Быт 18, 4; 19, 2; ср Лк 7, 44; 1Тим 5, 10); накануне Своей смерти Иисус пожелал Сам совершить эту обязанность раба, дабы показать пример смирения и хр–ской любви (Ин 13, 2–15).

Необходимая для физической чистоты В. также является символом чистоты нравственной. Умывают руки в знак того, что они невинны и не сотворили зла (Пс 25, 6; ср Мф 27, 24). Грешник, оставляющий свои грехи и обращающийся, подобен ч-ку, к- рый был покрыт грязью и умылся (Ис 1, 16); так же и Бог «омывает» грешника, к-ому Он прощает грехи (Пс 50, 4). Потопом Бог «очистил» землю, истребив нечестивых (ср 1Петр 3, 20 сл.).

Иудейский ритуал предусматривал многочисленные *очищения водой: Первосвященник должен был омыться, готовясь к посвящению (Исх 29, 4; 40, 12) и к великому дню *очищения (Лев 16, 4, 24); омовения В. предписывались ч-ку, прикоснувшемуся к трупу (Лев 11, 40; 17, 15 сл.), для очищения от *проказы (Лев 14, 8 с) или какого–либо полового осквернения (Лев 15). Эти различные очищения тела обозначали и внутреннее очищение *сердца, необходимое для того, кто хотел приблизиться к Трисвятому Богу. Но они не могли дать действительного очищения души. В НЗ Христос установил новый вид очищения: на браке в Кане Он символически знаменует его, превращая предназначавшуюся для ритуальных омовений В-y (Ин 2, 6) в *вино, символизирующее и Духа и очищающее Слово (Ин 15, 3; ср 13, 10).

1. Наконец, тема В. занимает значительное место в перспективе восстановления Народа Божия. После того, как соберется все *Рассеяние, Бог обильно изольет очищающие В., к-рые омоют сердце ч‑ка, дабы он мог верно исполнять весь Закон Ягве (Иез 36, 24–27), и не будет больше проклятия, не будет засухи: Бог «даст дождь с свое время» (Иез 34, 26), и это будет залогом благосостояния (Иез 36, 29 сл.). Семена прорастут, обеспечив хлеб в изобилии; луга будут тучными (Ис 30, 23 сл.). Народ Божий будет приведен к источникам В., *голод и жажда навсегда исчезнут (Иер 31, 9; Ис 49, 10).

К концу Вавилонского плена к этим перспективам восстановления народа Божия часто примешивается воспоминание об Исходе. Поистине, возвращение будет новым *Исходом, сопровождаемым еще более великими чудесами. Некогда Бог рукою Моисея источил В. из камня, чтобы утолить жажду Своего народа (Исх 17, 1–7; Числ 20, 1–13; Пс 77, 15, 20; 113, 8; Ис 48, 21). Теперь Бог повторит это чудо (Ис 43, 20) с такой силой, что *пустыня превратится в цветущий сад (Ис 41, 17–20), а жаждущая земля в источник вод (Ис 35, 6 сл.).

В *Иерусалиме, конечной цели этого странствования, будет неиссякаемый источник. Из *Храма потечет река в Мертвое море; она изольет жизнь и здоровье по всему течению, и на берегах ее будут расти *деревья: это будет возврат к *райскому блаженству (Иез 47, 1–12; ср Быт 2, 10–14). Народ Божий обретет в этих В. чистоту (Зах 13, 1), жизнь (Иоил 3, 18; Зах 14, 8) и святость (Пс 45, 5).

2. В этой эсхатологической перспективе В. обычно имеет символическое значение. Израиль не останавливает свой взор только на материальной реальности, и чаемое им блаженство является не только плотским благополучием. В., вытекающая из Храма в видении Иезекииля, символизирует животворящую силу Божию, разливающуюся в мессианские времена и помогающую людям принести плод в изобилии (Иез 47, 12; Иер 17, 8; Пс 1, 3; Иез 19, 10 сл.). У Исаии (44, 3 слл) В. – символ *Духа Божия, могущего превратить пустыню в цветущий сад и неверный народе истинного «Израиля». В других местах *Слово Божие сравнивается с дождем, оплодотворяющим землю (Ис 55, 10 сл.; ср Ам 8, 11 сл.), а учение *Премудрости является живительной В. (Ис 55, 1; Сир 15, 3; 24, 25–31). Короче говоря, Бог есть источник жизни ч‑ка и дает ему силу расцвести в любви и верности (Иер 2, 13; 17, 8). Вдали от Бога ч-к всего лишь бесплодная и безводная земля, обреченная на смерть (Пс 142, 6); вот почему он стремится к Богу, как лань к потоку В. (Пс 41, 2 сл.). Но если Бог с ним, то он подобен саду, заключающему в себе живительный источник (Ис 58, 11).

1. Животворящие воды. – Христос пришел принести людям В. живые, обещанные пророками. Он тот *Камень, К-рый, будучи поражен (ср Ин 19, 34), источает из ребра Своего В., могущие утолить жажду народа, идущего в истинную Землю Обетованную (1Кор 10, 4; Ин 7, 38; ср Исх 17, 1–7). Он также *Храм (ср Ин 2, 19 слл), из к-рого течет река, орошающая и животворящая Новый Иерусалим (Ин 7, 37 сл.; Откр 22, 1, 17; Иез 47, 1–12), новый *рай. Эти В. и есть *Дух Св., животворящая сила Бога Творца (Ин 7, 39). Однако в Ин 4, 10–14 В. прежде всего символизирует животворящее учение Христа- Премудрости (ср 4, 25). При свершении веков В. живая будет символом бесконечного блаженства избранных, к-рых *Агнец будет водить на тучные пастбища (Откр 7, 17; 21, 6; ср Ис 25, 8; 49, 10).

2. Воды крещения. – Символика В. получает свое полное значение в хр–ском *крещении. Вначале В. в крещении употреблялась в силу ее очищающего значения. Иоанн Креститель крестит В-й «во отпущение грехов» (Мф 3, 11 п), употребляя для этого В. Иордана, к-рая когда–то очистила от проказы Неемана (4Цар 5, 10–14). В крещении происходит однако очищение не тела, а души, «совести» (1Петр 3, 21). Это – омовение, смывающее наши грехи (1Кор 6, 11; Еф 5, 26; Евр 10, 22; Деян 22, 16) посредством искупительной силы *Крови (Евр 9, 13 сл.; Откр 7, 14; 22, 14).

К этой основной символике крещальной В. Павел добавляет еще другую: погружение и выхождение из В. крещаемого символизирует его погребение со Христом и его духовное воскресение (Рим 6, 3–11). Быть может, Павел усматривает в крещальной В. изображение *моря, жилища злых сил и символа смерти, побежденной Христом, как некогда Чермное море было побеждено Ягве (1Кор 10, 1 слл; ср Ис 61, 10). Наконец, сообщая нам Дух Божий, крещение также является новой основой *жизни. Возможно, что это имел в виду Христос, совершая исцеления водою (Ин 9, 6 сл.; ср 5, 1–8). В этом смысле крещение есть «баня возрождения и обновления Св. Духом» (Тит 3, 5; ср Ин 3, 5).

МЕВ

– > благословение II 1, III 4, IV 3 – голод и жажда – Дух Божий 0 – жизнь IV 2 – камень 3 – крещение – кровь НЗ 4 – море – плод II – потоп – скала 2 – смерть ВЗ I 4 – соль – чистый


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle