под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВЛАСТЬ

ВЗ

Этот принцип, сформулированный Павлом (Рим 13, 1), постоянно подразумевается в ВЗ; отправление В. всецело подчинено в нем повелительным требованиям воли Божией.

1. Виды земной власти. – В творении Божием всякая В. исходит от Бога: В. ч‑ка над природой (Быт 1, 28), мужа над женой (Быт 3, 16), родителей над детьми (Лев 19, 3). Если рассматривать более сложные структуры ч-ского общества, то можно видеть, что на В. имущих налагается Богом ответственность за общее благо подчиненной им группы: Ягве повелевает Агари слушаться ее госпожи (Быт 16, 9); Он же вручает Азаилу управление Дамаском (3Цар 19, 15; 4Цар 8, 9–13), а Навуходоносору – всем Востоком (Иер 27, 6). Если это происходит так даже у язычников, то тем более у народа Божия (ср Сир 10, 4). Но здесь проблема земной В. носит особый характер и заслуживает специального изучения.

2. Условия отправления власти. – В., даваемая Богом, не абсолютна. Она ограничивается моральными обязательствами. Отправление ее смягчается Законом, определяющим даже права *рабов (Исх 21, 1–6, 26 сл.; Втор 15, 12–18; Сир 33, 31…). Что касается детей, то В. отца над ними должна иметь своей целью их *воспитание (Притч 23, 13 сл.; Сир 7, 22 сл.; 30, 1…). Преступать же границы своей В. ч-к склонен более в области политической. Опьяненный своей *силой, он ставит ее в заслугу самому себе, как это было в победоносной Ассирии (Ис 10, 7–11, 13 сл.); он обоготворяет самого себя (Иез 28, 2–5) и восстает против Единого Владыки (Ис 14, 13 сл.), простирая свою дерзость даже до богохульства (Дан 11, 36). Когда он доходит до этого, он уподобляется сатанинским *3верям, к-рых Даниил видел выходящими из моря и к-рым Бог на время дал В. (Дан 7, 3–8, 19–25). Но такая извращенная В. сама себя обрекает *суду Божию, к-рый неизбежно сокрушит ее в назначенный день (Дан 7, 11 сл, 26): связав свое дело с силами зла, она в конце концов и падет вместе с ними.

Итак, ч-к не сумел сохранить этот порядок и удовлетворить условиям, в к-рых должна была осуществляться земная В. Чтобы его восстановить, Бог открывает в истории Своего народа Свой Спасительный замысел, в к-ром земная В. получает новое значение в перспективе искупления.

1. Две власти. – Во главе Своего народа Бог ставит Своих уполномоченных. Они не столько политические деятели, сколько религиозные посланники, посредники, *миссия к-рых сделать Израиль «царством священников и народом святым» (Исх 19, 6). Поэтому *Моисей, *пророки и *священники являются носителями В. по существу своему духовной и отправляемой ими видимым образом по поручению Божию. Однако Израиль в то же время и национальная община, государство, имеющее свою политическую организацию. Организация эта теократична, т. к. В. в ней отправляется также во имя Божие, какова бы ни была ее форма: В. старейшин, помогающих Моисею (Исх 18, 21 слл; Числ 11, 24 сл.), духоносных вождей, как Иисус Навин и Судьи, и, наконец, В. *царей.

Т. обр. доктрина Союза–Завета предполагает тесную связь между обеими В-ми и подчинение начала политического началу духовному, соответственно национальному призванию Израиля. Вследствие этого возникают неизбежные конфликты: Саула с Самуилом (1Цар 13, 7–15; 15), Ахава с Илией (3Цар 21, 17–24) и многих других царей с современными им пророками. Следовательно, и в народе Божием ч-ская В. подвержена соблазну тех же злоупотреблений, как и повсюду. И в этом тем большее основание, чтобы она подлежала суду Божиему: политическая мощь Израильского царства гибнет в конце концов в катастрофе пленения.

2. Перед лицом языческих царств. – Когда после плена иудейство вновь восстанавливается, оно возвращается к структуре изначальной теократии. При этом различие между духовной и политической В. подчеркивается тем более, что последняя оказывается в руках чужих царств, подданными к-рых являются иудеи. В этих новых условиях, в зависимости от обстоятельств, у народа Божия могут быть два разных отношения к языческой В. В одних случаях он прямо ее принимает: Кир и его наследники получили царство от Бога (Ис 45, 1 слл); т. к. они помогают восстановлению свящ. культа, им нужно честно служить и о них молиться (Иер 29, 7; Вар 1, 10 сл.). В других же случаях, когда языческое государство становится гонителем, он взывает к Божию *отмщению, а затем призывает и к восстанию (Иф; 1 Макк 2, 15–28). Восстановление монархии в эпоху Маккавеев вновь приводит к объединению религиозной и политической В., но это объединение носит очень сомнительный характер и скоро приходит в полнейший упадок. Вследствие вмешательства Рима в 63 г. народ Божий вновь оказывается под В-ю ненавистных язычников.

НЗ

1. Иисус как блюститель власти. – В течение Своей общественной жизни Иисус является носителем особой В. (έξουσία): Он говорит, как В. имущий (Мф 7, 29 п), Он имеет В. отпускать грехи (Мф 9, 6 слл), Он Господин субботы (Мк 2, 28 сл.). Это чисто религиозная В. Божия посланника, перед лицом к-рой у Иудеев возникает следующий существенный вопрос, какой властью Он это творит (Мф 21, 23 п)? На этот вопрос Иисус не отвечает прямо (Мф 21, 27 п). Но *знамения, к-рые Он творит, наводят умы на ответ: Он имеет В. (έξουσία) над болезнью (Мф 8, 8 сл п), над силами природы (Мк 4, 41 п), над бесами (Мф 12, 28 п). Следовательно, Его В. простирается и на область политики: ту В., к-рую Он отказался принять от *Сатаны (Лк 4, 5 слл), Он в действительности получил от Бога. Однако этой В-ю Он не хвалится перед людьми. В то время как сильные мира сего проявляют свою В. в господствовании, Он держит Себя среди Своих как служащий (Лк 22, 25 слл). Он Учитель и Господь (Ин 13, 13); но Он пришел, чтобы *послужить и отдать жизнь Свою (Мк 10, 42 слл п). И именно потому, что Он принимает на Себя вид *раба, в конце концов всякое колено преклонится перед Ним (Флп 2, 5–11). Вот почему после Воскресения Он сказал Своим, что «всякая власть (έξουσία) дана Ему на небе и на земле» (Мф 28, 18).

2. Иисус перед земными властями. – Отношение Иисуса к земным В-м тем более знаменательно. Перед иудейскими В-и Он утверждает, что Он *Сын Человеческий (Мф 26, 63 сл п), и это является основой В., подтверждаемой Писаниями (Дан 7, 14). По отношению к политическим В. Он держит Себя несколько иначе. Он признает В. Кесаря в надлежащих ей пределах (Мф 22, 21 п), но не закрывает глаза на несправедливости представителей В. (Мф 20, 25; Лк 13, 32). Когда Он предстает перед Пилатом, Он не оспаривает его В., зная, что она от Бога; но Он подчеркивает вопиющую несправедливость, жертвой к-рой Он является (Ин 19, 11), и утверждает за Собой царство не от мира сего (Ин 18, 36). Итак, если духовная и мирская В., каждая по–своему, в принципе зависят от Него, то Он все же устанавливает четкое различие между ними и дает понять, что мирская В. сохраняет пока в своей области прочное основание; таково положение вещей, к- рое продолжится до Его пришествия во славе. В израильской теократии обе В. смешивались; в Церкви дело будет обстоять иначе.

1. Блюстители власти Иисуса. – Посылая Своих *учеников на проповедь (*миссия), Иисус передал им присущую Ему В. («слушающий вас Меня слушает»: Лк 10, 16 сл.) и силу (ср Мк 3, 14 сл п; Лк 10, 19). Но Он также указал им, что отправление этой В. является на самом деле *служением (Лк 22, 26 п; Ин 13, 14 сл.). И мы видим, как впоследствии *Апостолы пользуются своими правами, чтобы, напр., исключать из общины недостойных членов (1Кор 5, 4 сл.). Однако они не стремятся давать чувствовать свою В. как бремя, а заботятся прежде всего о служении Христу и людям (1Фес 2, 6–10). Ибо эта В. – духовного порядка, хотя и отправляется видимым обр.: она касается исключительно управления Церковью. В этом заключается важное нововведение: в противоположность древним государственным образованиям теперь вступает в действие различие между духовной и политической В.

2. Отправление человеческой власти. – Что касается значения ч-ской В. и условий ее отправления, апостольские послания подтверждают доктрину ВЗ, но дают ей новое обоснование. *Жена должна подчиняться своему мужу, как Церковь Христу; но зато муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь (Ефес 5, 22–33). Дети должны слушаться своих родителей (Кол 3, 20 сл.; Ефес 6, 1 сл.), потому что всякое *отцовство именуется так от Бога (Еф 3, 15); но родители должны остерегаться раздражать своих детей, *воспитывая их (Еф 6, 4; Кол 3, 21). *Рабы должны повиноваться своим господам, даже строгим и суровым (1Петр 2, 18), как Самому Христу (Кол 3, 22; Еф 6, 5…); но господа должны помнить, что и над ними есть на небе Господь (Еф 6, 9), и научаться обращаться с рабами, как с *братьями (Флм 16). Недостаточно сказать, что эта социальная мораль служит поддержкой правильного понимания роли В. в обществе; она ставит в основу служение ближнему в любви и предлагает ее как идеал.

3. Взаимоотношения Церкви и человеческих властей. – Апостолы, блюстители В. Иисуса, вынуждены иметь дело с ч-скими В. Среди них особое место занимают иудейские В.: полномочия их – религиозного порядка и происходят от Божественного постановления; поэтому Апостолы относятся к ним с уважением (Деян 4, 9; 23, 1–5), поскольку они не проявляют враждебного отношения ко Христу. Но эти В. взяли на себя тяжелую ответственность, не признав и осудив Христа (Деян 3, 13 слл; 13, 27 сл.). Эту ответственность они еще усугубляют, препятствуя проповеди Евангелия; поэтому Апостолы преступают их запрещения, считая, что Богу нужно повиноваться больше, чем людям (Деян 5, 29). Отказавшись признать В. Христа, иудейские начальники потеряли свою духовную В.

Взаимоотношения с политическими В. ставят иную проблему. Павел выражает полную лояльность по отношению к Римской империи; он указывает на свое римское гражданство (Деян 16, 37; 22, 25…) и обращается к Кесарю, чтобы добиться правосудия (Деян 25, 12). Он утверждает, что всякая В. от Бога и дана на общее благо; следовательно, подчинение гражданским В. является долгом *совести, потому что они – орудие Божией справедливости (Рим 13, 1–7), и за царей и блюстителей В. надо молиться (1Тим 2, 2). То же утверждение мы находим и в 1 Посл. Петра (2, 13–15). Здесь предполагается, что гражданские В. в свою очередь подчиняются закону Божию. Нигде однако не встречается требования дать духовным В. Церкви непосредственную политическую В.

Если же политическая В., как в свое время царство сирийское, преследовавшее иудеев, восстает против Бога и Его Христа, хр–ское пророчество торжественно провозглашает суд над ней и ее падение: таково отношение Откр. Ин. к Риму Нерона и Домициана (17, 1–19, 10). В тоталитарном государстве, претендующем быть воплощением В. Божией, политическая В. – всего лишь сатанинская карикатура, перед к-рой ни один верующий не может склонить голову.

FA &PG

– > Апостолы – Господь – Закон В I – клятва НЗ I – могущество – Отец и отцы I 1, III 2, 3; У 3 – пастырь и стадо – Петр 2, 3 Б – печать 1 – посланничество – послушание – право ВЗ 1 – предание ВЗ II 2; НЗ II 1 – прощение II 3 – пустыня НЗ II – Слово Божие НЗ I 1 – служение II 1, 3 – слушать 1 а – совесть/сознание 2 Б – стадо – страх Божий III – старость 2 – учить – харизмы II 4 – царь – Церковь III 2 Б В


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle