Повешение
(Hanging)
До римских времен казнь через повешение (с петлей на шее) применялась редко. Два отмеченных в Библии очевидных случая смерти через повешение были самоубийствами: Ахитофел (2Цар.17:23) и Иуда (Мф.27:5). Упоминания в Книге Есфирь о виселицах и повешениях (Есф.2:23; 5:14; 6:4; 9:13–14, 25) надо понимать как пригвождение к остроконечному колу – излюбленный метод казни ассирийцев и персов (Езд.6:11). Точный способ казни фараонова хлебодара неизвестен, но под повешением имелось, по-видимому, в виду выставление тела напоказ после казни (ср. 1Цар.31:10).
Убитые тела вешали на деревьях или столбах (обычно за руки, Плч.5:12). Такое повешение совершалось с целью выставления тела для публичного осмеяния – оно символизировало позор человека и его отвержение Богом. Срок повешения должен был ограничиваться одним днем (Втор.21:23). В качестве примера можно привести пять аморрейских царей, повешенных Иисусом Навином (Нав.10:26), и тела Саула и Ионафана, триумфально выставленные на всеобщее обозрение филистимлянами (2Цар.21:12).
Павел использовал этот образ для демонстрации искупительной цели смерти Христа: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: “проклят всяк, висящий на древе” (Гал.3:13; крест назван древом также в Деян.5:30; 10:39). Крик отчаяния Христа (Мф.27:46) указывает на действительное, хотя и временное отвержение Богом Отцом. Смерть Иисуса сопровождалась также впечатляющим отвержением Его глумящейся толпой (Лк.23:35). Никто не мог пасть ниже публично повешенного. Как мог Бог подвергнуть Своего Сына такому бесчестью? Новозаветные авторы делают вывод: Божья любовь снизошла до такого уровня, что человечество смог искупить даже униженный.
См. также: КРЕСТ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; ПРОКЛЯТИЕ.