издательство П.П. Сойкина

Источник

Беспоповщина

Беспоповщина – одна из двух главных отраслей раскола старообрядчества, называющаяся так потому, что её последователи не приемлют священства (попов). Одним из основных пунктов их вероучения является учение об антихристе, получившее у беспоповцев свое особенное определение и развитие, несогласное с церковным учением. По их мнению, последний антихрист не есть определенное лицо, а дух и направление, господствующее в православной церкви и обществе со времен патриархa Никона, – антихрист не чувственный, а мысленнный. Отсюда все свидетельства книжные, в которых говорится о его, рождении и царствовании, беспоповцы стараются истолковать иносказательно. Рождение его, говорят они, нельзя представлять в чувственном виде, это – духовное рождение от диавола, греха, от греховного мира; равным образом и царство его есть царство духовное. Кратковременное продолжение его царствования, определяемое 3½ годами, возведено ими в период неопределенный и продолжительный. Самые признаки его царствования получают своеобразный смысл: чудеса, которые он должен совершить, суть чудеса духовные, заключающиеся в омрачении людей лжеучением. Его учение, вследствие особенной хитрости, заключается в незначительном по-видимому, искажении писания; церковь будет иметь и Св. Писание и таинства и богослужение, но все это превращенно. Отсюда и печать антихриста заключается не в одном каком-нибудь определенном предмете, а во многих: в имени Иисус, в троеперстном сложении, в таинствах крещения и миропомазания. Илия и Енох суть они, безпоповцы, – «ревнители благочестия», или же просто законы, обличающие антихриста. В этом учении беспоповщина находит основание для своего взгляда на православную церковь, на государство, в нем же коренятся и все вообще начала самой беспоповщины. В последнее, антихристово время, учат беспоповцы, церковь может и даже должна существовать без священных лиц. Что же касается таинств, то они разделяются, по их важности для спасения, на «нужно-потребные» и просто «потребные»; к первым относятся крещение, покаяние и причащение, к последним – остальные. И, по мнению беспоповцев, просто «потребные» таинства могут по нужде и не быть в церкви. Что же касается «потребно-нужных во cспасение» таинств, то крещение и покаяние по нужде может совершать и мирянин; относительно же причащения с одной стороны доказывалась возможность причащаться запасными дарами без участия лица священного сана, а с другой – довольствоваться по нужде одним «огнепальным» желанием причащения, или, что то же, причащением духовным. Последнее учение сделалось впоследствии господствующим, так что доказывалась необходимость для спасения только двух таинств – крещения и исповеди. По отношению к православной Церкви, из своего учения об антихристе беспоповцы делают следующие выводы. Воцарившись в православной Церкви, антихрист совершенно истребил в ней истинную веру и священство и осквернил таинства. Ничего святого в ней не осталось: под именем Иисуса она верует в иного бога – антихриста; в крещении молится духу лукавому; под видом четвероконечного креста почитает кумир – антихриста; вообще содержит столько ересей, что превосходит всех бывших еретиков, почему желающие обратиться из православной церкви к ним могут быть приняты не иначе, как через перекрещивание (отсюда другое название беспоповцев – перекрещенцы). А так как и царская власть покровительствует «господствующей» Церкви, то и она пособница антихриста, а потому молиться за нее, по мнению беспоповцев, не следует. Во главе беспоповщинских общин стоят наставники «благословенные отцы»; они распоряжаются в собраниях при богослужении и отправляют церковные службы и требы, что допускается ими якобы «по нужде». По мнению беспоповцев такие права имеет не всякий, а только тот, кто получил благословенье преемственно от прежде бывших наставников. Благословение это имеет у них значение поставления на священную степень. В беспоповщине существует множество толков или сект, различающихся между собой из-за незначительных обрядов. К коренным беспоповщинским толкам относятся поморцы или даниловцы, федосеевцы, филипповцы, бегуны или странники, аароновцы или онуфриевцы, нетовцы или спасово согласие, рябиновцы, самокрещенцы или бабушкины и др.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle