издательство П.П. Сойкина

Источник

Афон

Афон, или Святая Гора, как принято обычно называть, находится на юге Македонии, у вод Эгейского моря. Он представляет собою полуостров, весь покрытый горными цепями, простираясь до 80 верст в длину и до 20 – в ширину. Свет христианской веры засиял на Афоне в незапамятные времена. Известно, что сама Матерь Божия пожелала разделить труды апостолов, заповеданные им их Божественным Учителем и избрала своим жребием именно Афон. Святитель Димитрий Ростовский так описывает это достопамятное событие. По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа апостолы пребывали в Сионской границе, ожидая сониестя Святого Духа, как повелено им от Господа (Деян. I, 4). Вместе с апостолами находилась и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Пресвятая Дева пожелала разделить их труды, и ей выпал жребий на Иверскую страну (Грузию). По сошествии Св. Духа на апостолов, Божия Матерь готовилась уже к отправлению в Иверскую землю, как вдруг является ей ангел и говорит: «Не отлучайся в настоящее время из Иepycaлима, но подожди до некоторого времени. Тебе предстоит труд апостольства в другой земле, куда тебя Сам Бог приведет». Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме. В это время на острове Кипре был епископом праведный Лазарь четверодневный, рукоположенный апостолом Варнавою. Сей святитель весьма желал видеть Пречистую Матерь Господню, но, по случаю гонения иудеев на христиан, боялся приехать в Иерусалим. А потому он, по предварительному (письменному) соглашению с Божией Матерью, прислал за нею свой корабль, на котором они и отправились в плавание, взяв с собою святого апостола Иоанна Богослова и еще некоторых апостольских мужей. Когда же корабль отплыл далеко от берегов Азии, поднялся сильный ветер, которым и прибило путешественников к Афонской горе. В это время жители Афона вдруг услышали в идольском капище громкие вопли: «Люди, прельщенные Аполлоном! Идите все к Климентовой пристани и встречайте там Mapию, Матерь Великого Бога Иисуса»! Народ быстро побежал на морской берег к указанному месту и, действительно, увидел там приставший корабль с Божией Матерью. Все приняли Ее с великою честью. Пречистая Матерь Господня, отверзши свои уста, благовестила народу евангельское учение. По крещении Афонцев, им был поставлен учителем один из апостольских мужей, прибывших на корабле, вручая коему новокрещенный народ, Божия Матерь с душевным восторгом сказала: «Cие место будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего!» Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем». Все это произошло около 44 года по Рождестве Христове. И действительно, слова Пресвятой Богоматери оправдались на судьбе Афона всецело: он стал иноческой страной, где все, ежесекундно, славят имя свой Небесной Покровительницы. Обращаясь к внешнему виду Святой Горы, нужно отметить, что природа Афона поражает глаз наблюдателя как своей величественностью, так равно и живописностью. Место это словно нарочно отдано для иноческой жизни. Время появления здесь иноков относится к VI веку по Рождестве Христове. Сначала были здесь только одинокие пустынники; неболышие же по размерам и материальным средствам своим обители возникают на Афоне со времени царствования Константина Погоната (668 – 685), отдавшего этот гористый полуостров во владение инокам. Последующие императоры тоже благоволили к насельникам Афона, и вскоре после смерти св. Афанасия Афонского, сильно способствовавшего развитию и укреплению здесь иноческой жизни, монашество Афона так выделяется высотой своих подвигов, что самое место их жительства получает в уставе Императора Константина Монамаха название «Святой Горы». К XIII веку вся гора была покрыта монастырями и представляла собой как бы иноческое царство. Много превратностей судьбы пришлось испытать Афону. Так, в 1204 году он подпал во власть католичества, после того, как Царьград был завоеван латинами; а при императоре Михаиле VIII Палеологе на Афонских иноков было воздвигнуто гонение за то, что они послали этому уклошвниемуся в католичество государю особый свиток, с доказательствами православной веры; в 1453 г. Афон был завоеван турками и значительно опустел до 1829 г., когда снова начал рости и процветать. В настоящее время Святая Гора среди святынь Востока занимает важное место и привлекает своими духовными сокровищами массу паломников. Особенно поражает всех богомольцев Афонское богослужение. Всенощное бдение, например, совершается на Афоне почти 12 часов; начинаясь с 6 часов вечера, всенощная продолжается через всю ночь до восхода солнца, а затем сейчас же приступают к служению литургии; таким образом Афонские иноки проводят за богослужением, не выходя из храма, 14 и более часов. В настоящее время русских обителей на Афоне всего 71. Из них собственно 1 монастырь, Пантелеймоновский, 4 скита: Свято-Андреевский, Свято-Ильинский, Кромица и «Новая Фиваида», и 66, так называемых, келии. Под словом келья, однако, не надо разуметь то, что у нас в России называется кельей. На Афоне это слово обозначает небольшую обитель, устроенную на земле какого-либо большого монастыря.

Пантелеймоновский монастырь находится с юго-западной стороны Афона, в получасе пути на лодке от пристани Дафни, где обычно высаживаются прибывающие паломники. Время основания этой обители относится к первой половине XI века. Первоначально обитель была основана на том месте, где теперь расположен Богородичный скит, и лишь впоследствии перешли на настоящее место иноки обители св. Пантелеймона. Обитель очень велика. Главный братский шестиэтажный корпус стоит на самом берегу моря. Вокруг него теснятся остальные помещения. Святые ворота идут во двор монастыря, где отдельно стоит храм греческого стиля во имя св. Пантелеймона, а также церкви Митрофания и Успения и громадная библиотека. Соборный храм обители во имя Покрова Пресв. Богородицы, с приделом в честь св. Александра Невского. Против храма св. Пантелеймона находится колокольня, под которой помещается трапезная на 800 человек. Монастырь имеет свои подворья в Одессе, Петербурге и Константинополе. Управляет им архимандрит.

Свято-Андреевский скит. На восточном склоне святой горы Афонской, на живописном месте, среди пирамидальных кипарисов и раскидистых каштанов и кедров, расположен красивый и благоустроенный русский общежительный скит во имя св. ап. Андрея Первозванного. Возник Свято-Андреевский скит из уединенной келии во имя преподобного Антония Великого, которую устроил для себя на земле Ватоперского монастыря святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой в половине XVII века. Спустя сто лет другой вселенский патриарх – Серафим, прибыв на Афон, тоже для успокоения, не мог не признать запустелого участка земли, избранного святым Афанасием, превосходнейшим по красоте своей природы и плодородию почвы. Владея достаточными средствами, патриарх Серафим приобрел этот участок в собственность, построил здесь красивый трехэтажный дом и в связи с ним благолепный храм, в виде граненой башни. Две церкви вмещались в этом храме: нижняя в честь Покрова Пресвятой Богородицы и верхняя во имя св. ап. Андрея Первозванного и преп. Антония Великого. Устроив все необходимое для удобного жилья, святитель Серафим отправился в Poccию, оставив здесь заведывать хозяйством Сергия, ученика своего архидиакона. В России он и скончался. Ученик святителя архидиакон, узнав о кончине своего наставника переселился в Ватопедский греческий монастырь. Оставленная без поддержки прекрасная Серайская келия стала приходить в запустение. В тридцатых годах XIX столетия на Афон прибыли из России два инока: Виссарион и Варсонофий. Они обратили свое внимание на Серайскую келью с её прекрасным участком земли. Келья эта была им дорога и потому, что в России покоятся мощи строителя ее. Помолившись Небесной Покровительнице Святой Горы, они купили патриаршую келью у Ватопеда и перешли в нее. Многие русские присоединились к ним. Это было в 1841 году. С ревностью и трудолюбием принялись иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий за возобновление полуразрушенного здания. Сами они были строгие постники, а для друзей и знакомых бедных у них всегда была трапеза и угощение в гостинице, называемой «архондарик». Когда серайская келья была достаточно устроена, старцы Виссарион и Варсонофий позаботились оградить ее правами скита. В этом деле помог им А. Н. Муравьев. Торжественное открытие скита совершено было 22 октября 1849 года. В Андреевском скиту ныне находятся следующие храмы: 1) Древняя церковь во имя апостола Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого. 2) Древняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 3) Церковь во имя святого Петра Митрополита всея России. 4) Соборная церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех утешение». Главная святыня ее – чудотворная икона Богоматери того же названия. 5) Надтрапезная церковь во имя Пресвятой Троицы. 6) Церковь во имя святителя Иннокента, епископа Иркутского. 7) Церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона при братской больнице. 8) Церковь во имя всех святых Афонских, двухэтажная, на братском кладбище, за оградою скита. В нижнем этаже её, по Афонскому уставу, сложены кости упокоившихся здесь иноков, вынутые из земли через три года по смерти каждого из них, а на стенных полках лежат черепа их. 9) Близ кладбища церковь в два этажа: верхняя во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 10) Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы при келии скончавшегося старца- молчальника, схимонаха Андрея. 11) Церковь во имя преподобного Михаила Клопского и святой великомученицы Варвары, при келии скончавшегося схимонаха Иннокентия. 12) Церковь во имяпророка Илии при скитской водяной мельнице. 13) Но самым лучшим из храмов не только в русском Свято-Андреевском скиту, но и на всем Афоне, является, без сомнения, благолепно украшенный внутри и снаружи, громадный, восьмикупольный собор во имя святого апостола Андрея Первозванного, с приделами в честь святого благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Освящен собор в 1900 г. 14) Церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского. Для приюта и успокоения паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон и Синай, скит имеет подворья: 1) в Константинополе, с церковью во имя святого Андрея, 2) в Одессе, с церковью во имя преп. Сергия Радонежского и 3) в Ростове на Дону.

Свято-Ильинский скит. Он расположен на северо-восточной стороне Афона, на правом берегу горного потока Гофра, среди зелени лесов и кустарников. В начале XVIII века здесь стояла великая келья с церковью во имя св. пророка Илии, принадлежавщая греческому монастырю Пантократору. Эту келью в 1759 году выпросил себе знаменитый иеросхимонах и подвижник русский Паисий Величковский, который и поселился здесь со своими 12 учениками. Скоро иноков собралось до 60 человек; средств для содержания этой братии не было никаких и скоро она с Паисием отплыла в Валахию. Но скит не запустел, в нем поселились другие монахи, выкопали тут колодезь и устроили новую каменную церковь. В нем несколько церквей, из которых надо отметить Благовещенскую, во имя св. Митрофана Воронежского, во имя архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца. Последние два храма расположены в главном братском корпусе. Из икон признаются чудотворными три образа: Божией Матери, «Млекопитательницы», «Тихвинской» и образ св. пророка Илии. С 1759 года обитель преобразовалась в общежительную.

Скит Кромица. Этот скит находится недалеко от монастыря св. Пантелеймона, на его земле. Основался он при архимандрите этой обители Макарий и духовник Иероним, лет сорок тому назад. Храмов в ските восемь, причем соборный посвящен Казанской иконе Божией Матери.

Скит «Новая Фиваида». Скит расположен на земле русского монастыря св. Пантелеймона и отстоит от него в расстоянии четырех часов пути на лодке. Обитель эта была устроена для престарелых русских иноков и представляет собой группу небольших домиков-келий, кроме которых есть еще 2 больших корпуса для приезжих. В них помещается и трапезная. Храм один, во имя всех святых Афонских. Остальные обители русские называются здесь кельями.

Кельи- обители: Андрея апостола, при Ставроникитском мон., Андрея Первозванного ап. и равноап. Нины при м. Пантократор; Артемия св., при лавре св. Афанасия, Благовещения, при мон. Григориате, Благовеще-ния, при Симоно-Петрском монастыре, Благовещения при Хилендарском монастыре, Варвары Великомуч., при мон. Котломуш, Введения во храм Пр. Богородицы, при мон. Пантократор. Введения во храм Пр. Богородицы при Ставроникитском мон. Воздвижения Креста Господня при мон. Каракал, Вознесения Господня при Ставроникитском монастыре, Вознесения Господня при монаст. Филафей, Георгия Великомуч. при лавре св. Афанасия, Георгия св. (Краши) при лавре св. Афанасия, Георгия св. при монаст. Филафей, Двенадцати Апостолов, при мон. Пантократор, Димитрия Ростовского, при мон. Пантократор, Димитрия Солунского, при мон. Пантократор, Евфимия Великого, при монастыре Филафей, Игнатия Богоносца, при Хилендарском монастыре, Иконы «Иверской» Божией Матери при мон. Филафей, Иконы «Казанской» Божьей Матери, при Ставроникитском мон. Иконы «Скоропослушницы» Бож Мат. при мон.Пантократор, Иннокентия св., при лавре св. Афанасия, Иоанна Богослова, при Иверском монастыре, Иоанна Богослова, при л. св. Афанасия, Иоанна Богослова, второй, при лавре св. Афанасия, Иоанна Богослова, при Хилендарском монастыре, Иоанна Златоуста, при Иверском монастыре, Иоанна Златоуста, при Хилендарском монастыре, Иоанна Предтечи, при лавре св. Афанасия, Иоанна Предтечи, при Ставроникитском монастыре, Иоанна Предтечи, при Хилендарском монастыре, Климента муч., при Ставроникитском монастыре, Косьмы и Дамиана свв., при монастыре Пантократор, Макария преп., при лавре св. Афанасия, Митрофана Воронежского преп., при мон. Пантократор, Михаила Архистратига, при Ставроникитском монастыре, Николая Белозерского св., при Хилендарском монастыре, Николая св., при Иверском монастыре, Николая св., при монастыре Филафей, Николая Чудотворца, при монастыре Котломуш, Николая Чудотворца, при монастыре Пантократор, Петра и Онуфрия преподобных, при Иверском монастыре, Покрова Пресвятой Богородицы, при Ставроникитском мон., Положения пояса Богоматери, при Иверском монастыре, Преображения Господня, при монастыре Филафей, Рождества Иоанна Предтечи, при Хилендарском монастыре, Рождества Богородицы, при лавре св. Афанасия, Рождества Богородицы, при монастыре Пантократор, Рождества Богородицы, при монастыре Филафей, Саввы св., при монастыре Пантократор, Сергия Радонежского св., при мон. Пантократор, Сретения Господня, при мон. Пантократор, Тихона Задонского преп., при мон. Пантократор, Трех Святителей, при Ставроникитском монастыре, Трех Святителей, при Хилендарском монастыре, Троицы св., при Иверском монастыре, Троицы св., при Ставроникитском монастыре, Троицы св., при Хилендарском монастыре, Троицы св., второй, при Хилендарском монастыре, Усекновения главы Иоанна Предтечи, при лавре святого Афанасия, Успения Пресвятой Богородицы при монастыре Пантократор, Успения Пресвятой Богородицы, при Ставроникитском монастыре, Феодора Тирона преподобного, при монастыре Котломуш. 


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle