Баадер
Баадер (Франц-Ксаверий, 1765 – 1841 г.) – известный христианский философ, один из представителей умственных движений, находивших себе отклики и в России. Он склонялся к мысли, что религиозная истина сохраняется не в Риме, а на востоке. Его труды представляют попытку истолковать христианскую религию философски и мистически. По его гносеологии Бога нельзя познать без Бога. На высочайшей ступени Богопознания, когда Бог живет внутри создания, при чем разум с благоговением преклоняется перед божественным, радостное и сознательное повиновение Богу является высочайшей свободой. Теория свободы – важнейший пункт учения Б. Свободу он отличает от свободной воли, являющейся выбором между свободою и рабством, добром и злом. В связи с этим, по мнению Б., только одно добро может существовать. Зло существует только объективно; в воле возможны два направления (дурное и хорошее), в действительности – только одно. Все создания, хотят они или не хотят, – всегда выполняют божественное предначертание. А это предначертание по отношению к роду человеческому есть искупление. В области церковного строительства, Б. придерживался мнения, что вселенская церковь должна управляться собором, а не папами. По его словам, греческая церковь должна быть поставлена выше римской, так как она лучше всего соответствуем его идеалу. Среди неправославных философов Б. был единственным, обратившим свой взор к православному востоку, с надеждой получить оттуда спасение.
Бабушкино согласие
Бабушкино согласие или самокрещенцы – небольшой беспоповщинсшй толк, существующий в среднем Поволжье. Первые последователи его крестили самих себя (отсюда и название самокрещенцы), а так как дети крестить самих себя не могут, то обыкновенно их крестит повивальная бабка (отсюда и название «бабушкино согласие»). Переходящие же из православия и других сект перекрещиваются сами в реке или озере. В последнее время самокрещенцы стали совершать и общественное богослужение, хотя без пения, дабы лишить его торжественности в настоящее антихристово время. Что касается учения об антихристе, то они, так же, как и бегуны, считают, что антихрист царствует в лице царей, начиная с Петра I, но не делают из этого учения практических выводов, как бегуны. Образование самокрещенства относят к XVIII веку.