издательство П.П. Сойкина

Источник

Абиссиния

Абиссиния или Эфиопия – страна, занимающая восточную часть Африки, так называемое абиссинское плоскогорье, прилегающее к Красному или Чермному морю и тянущееся параллельно Аравии. Страна эта в настоящее время составляет абиссинское государство, образовавшееся из нескольких мелких областей в середине XIX ст. Наименование Абиссиния древне- аравийского происхождения и по-арабски значит «сброд». Тем же именем называют страну и европейцы. Наименование Эфиопия – греческое (Αἰθιοπία) и означает страну людей с пылающими или обожженными лицами (от αἰθω – сжигать). В качестве национального и государственная имени Абиссинии это наименование усвоено было самими абиссинцами со времени принятия ими христианства в (в IV в.). В древности же термин «Эфиопия» не имел строго определенного географического значения. Под ним разумелись вообще все страны в юго-западной Азии и в Африке, где жили смуглые народы – эфиопляне, при чем африканской Эфиопией назывались то внутренняя Африка вообще, то страны по юго-западному берегу Африки при Атлантическом океане, то страны на юг от Египта – современные Нубия и Абиссиния. Равным образом, и Библия указывает Эфиопию, или по-еврейски землю «Куш», азиатскую – в Аравии или в сопредельности с нею (Исх. 3, 1; Числ. 12, 1; 2 Парал. 21,16) – и африканскую (2 Парал. 12, 3; Псал. 67, 20; Исаии 20, 3 – 5; Иерем. 46, 9 и др.). Из Библии и заимствовали ново-просвещенные абиссинцы это наименование, возможно, с целью указать себя в Св. Писании. Впрочем, предполагают причину этой замены наименования и в неприятном, пренебрежительном значении слова Абиссиния.

Население Абиссинии в древности составляли потомки Хама – кушиты, переселившиеся сюда из Азии, но когда и каким путем – неизвестно. В древности же постепенно стали переселяться сюда из Аравии семиты, которые, смешиваясь с туземцами, оказали громадное влияние и давление на культуру и язык первоначальных обитателей страны. Следы кушитского наречия сохранились теперь только у некоторых абиссинских народностей (у «агавов» и «фалаша»), а три главных языка страны – так назыв. эфиопский или «геез», тиграйский и амхарский – семитического корня, хотя последние два носят следы сильного хамитского влияния. «Геез» – мертвый теперь язык, язык богослужебный и отчасти литературный, и владеют им лишь духовенство и образованные лица. Государственным же языком и литературным является амкарское наречье. – Количество населения Абиссинии исчисляется до 4 ½ милл., хотя некоторые насчитывают до 15 милл. Господствующая религия – христианская, в форме монофизитства; католичество, имевшее было успех в XVII в., затем подверглось гонению и доселе стеснено в свободе пропаганды; протестантская миссия (с 1830 г.) успехом не пользуется; хамитское племя «фалаша», считающее себя потомками левитов, исповедуют иудейство; в пограничных местностях имеет успех ислам; есть и языческие племена.

Первыя исторические сведения об Абиссинии относятся к I в. по Р. Хр., ко времени царствования Аксумской династии. Аксумское царство, обнимавшее нынешнее абиссинское, в XVIII веке распалось на несколько самостоятельных областей, правители коих вели между собой войны. В 50-х годах XIX ст. одному из правителей области, Касе Дамбьянскому, удалось, наконец, подчинить своей власти все области и восстановить прежнее аксумское царство. Каса короновался в негусы с именем Феодора II, положив начало ныне царствующей династии.

Христианство проникло в Аксумское царство, несомненно, еще во времена апостольские. Евнух Эфиопской царицы Кандакии был обращен ко Христу и крещен ап. Филиппом (Деян. 2, 5 – 12) и по возвращении из Иерусалима он первый проповедал на родине Евангелие. Но просветителями Абиссинии считаются свв. Фрументий и Эдесий – два греческих юноши, занесенные на берега Африки бурею во время путешествия. Проповедав Евангелие, они отбыли, но Фрументий отправился в Александрию к Афанасию Великому, рассказал ему о пламенном желании эфиоплян евангельского просвещения и был поставлен Афанасием во епископы. Скончался Фрументий около 360 г., обратив ко Христу самого Аксумского царя. Это первое христианство было насаждено в форме чистого православия. Монофизитство проникло сюда позднее. Оно было утверждено «девятью преподобными», прибывшими, вероятно, из монастырей Египта и Сирии. Окончательное обращение в христианство абиссинского народа закончилось не ранее конца V в. Абиссинское монофизитство ранее во многих оттенках было близко к православию. Но со времен Федора II стало упрочиваться крайнее монофизитство, чему способствуют и паписты, объявившие это учение близким к своему. С православием абиссинцы знакомятся во время паломничеств в Иерусалим, но это знакомство слишком ничтожно. Еп. Порфирий (Успенский) поднимал вопрос о необходимости православной миссии в Абиссинии и составил о способах и задачах её замечательную записку. Но время для православной миссии в Эфиоапии еще не наступило. С 1902 г. русское правительство имеет при дворе негуса своего представителя и русское общество стремится, чем можно, помочь абиссинскому народу в его нуждах. Несомненно и вопрос о православной миссии в стране эфиопов будет скоро разрешен положительно. Абиссинская церковь не пользуется автокефальностью, хотя и добивалась её, и составляет епархию коптского патриарха. Патриарх посылает сюда митрополита и епископов из коптских монахов, но по незнанию ими эфиопского языка деятельность их сводится к рукоположению священников. Фактическое же управление епархией находится в руках архимандрита дабралибаносской братии («Эчегге»). Громадное влияние на церковные дела имеют негусы, которые получают прекрасное богословское образование и выступают иногда в качестве богословов-писателей. Духовенство в Абиссинии очень многочисленно. При некоторых церквах состоит по несколько десятков священников и диааконов. Но деятельность духовенства ограничивается только совершением богослужения, управление же приходами вверено благочинным – «архипресвитерам» из мирян, не имеющих рукоположения. Богослужение абиссинское близко к коптскому. Между прочим, в числе чинопоследований имеется 14 литургий. Календарь – коптский, посты же тожественны и близки к православным. Устройство храмов приближается отчасти к православному, отчасти к коптскому. Сохранившиеся почитание субботы и обрезание свидетельствуют о прежнем иудействовании эфиопов. – Абиссинцы очень религиозны, но благочестие у них чисто внешнее, нравственность же не высока. Почти повсюду распространен гражданский брак, развита полигамия и царит масса суеверий.

Высшим подвигом считается путешествие в Иерусалим. Монашество очень распространено и имеется масса монастырей.

В России интерес к Абиссинии возрос с половины XIX ст. и в настоящее время на русском языке имеется об этой интересной стране довольно богатая литература. Из трудов, освещающих церковно- историческую и церковно – общественную жизнь Абиссинии, можно отметить: Еп. Порфирия «Восток христианский. Абиссиния», Долганева «Страна эфиопов», проф. Болотова «несколько страниц из церковной истории Эфиопи», Тураева «Часослов Эфиопской церкви» и др.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle