издательство П.П. Сойкина

Источник

Искусство древнехристианское

Искусство древнехристианское проявилось, главным образом, в архитектуре, в живописи и в мозаиках. Первые христиане для богослужений и молитвы собирались в частных домах; когда начались гонения они собирались в катакомбах. Затем, ещё до Константина, христиане, когда утихали гонения, строили места для своих собраний над катакомбами. В III столетии в Риме таких прототипов церквей насчитывалось до сорока. После Константина, над катакомбами и гробницами мучеников начали строить церкви, имеющие вид римских базилик, причём христиане остановились на этой форме здания для храма потому, что она не напоминает христианам о поклонении языческим богам. Затем, простота строения говорила о скромности первых христиан и не требовала с их стороны больших материальных затрат. В некоторых местностях римские базилики, после некоторых изменений, были превращены в христианские храмы. В своём плане христианская базилика представляет продолговатый четырёхугольник (прямоугольник), который в длину в два раза больше, чем в ширину. Внутреннее пространство базилики разделяется в длину двумя или четырьмя рядами колонн на три или пять продолговатых частей, которые называются нефами. На восточной стороне прямоугольника, по числу нефов, устроено соответствующее количество (три или пять) алтарных полукружий (апсида). Если церковь небольшая и не разделяется на нефы, то у неё одно алтарное полукружие. В противоположной алтарным полукружиям части базилики помещается притвор (нарксис) и портик, составленный из колонн. Средний неф шире и выше боковых и между колоннами его, в стенах, над кровлей боковых нефов, помещаются окна, которые освещают базилику. Хотя христианские базилики произошли из общественных римских базилик, предназначенных для торговых и судебных отправлений, но они по своей художественной простоте и благородству стиля как нельзя лучше подошли по назначению для христианских церквей. Перед христианской базиликой обыкновенно находился колодец или фонтан с надписью, предлагавшей верующему перед вступлением в храм омыть себе не только лицо и руки, но и душу. При входе в базилику было отделено в ширину храма место для оглашенных. В боковых нефах стояли: справа – мужчины, слева – женщины. В среднем нефе, который был шире остальных, было отгорожено место для низшего духовенства и певчих. В этом же месте находились две кафедры: одна – для чтения Евангелий, другая – для чтения посланий и произнесения проповедей. Высшее духовенство занимало конец центрального нефа, который имел возвышение и был отгорожен, как в римских судебных базиликах. В середине алтарного полукружия стояло кресло для епископа; по бокам его – седалища для священников, а дьяконы стояли направо и налево при входе в алтарное полукружие, перед которым возвышался алтарь с дарохранительницей, под балдахином на четырёх колоннах. В последующее время, с утверждением христианства, базиличный тип храма долго сохранялся на Западе (до XI века). На Востоке же он был скоро вытеснен центрическими храмами (см. Зодчество христианское), так как уже с IV века здесь проявляется развитие художественного творчества и древние архитектурные формы оказываются неудовлетворительными. Создаётся, так называемый, византийский стиль архитектуры.

Катакомбы, которые служили местом собраний для первых христиан, сохранили в себе и образцы  христианской живописи. При своём появлении христианская живопись носит исключительно символический характер, что соответствовало той стороне христианства, где имеют место притчи, сравнения. Но ещё большим основанием для символизма в живописи являлась необходимость скрывать от язычников сущность новой веры и не обнаруживать себя христианами. Из художественных символов особенно распространены у первых христиан были: пальма, как символ мученичества или торжества над земными искушениями; голубь, как символ невинности и чистоты, а с оливковой веткой в клюве – мира; якорь, как символ надежды, причём верхняя часть его часто имела форму креста, что говорило о христианской надежде. Корабль являлся символом церкви, собрания верующих: здесь жизнь сравнивалась с морем, в котором гибнет пловец, если он не находится на корабле. Агнец напоминает Спасителя. Фигуры рыбы символизировали Христа, так как по-гречески  рыба – ιχθυς: если же расставить отдельно буквы этого слова, то получится – Ίησους Χριστός Θεου Υιὸς Σωτὴρ (Иисус Христос Сын Божий, Спаситель). Крест в иконографии появляется лишь в конце IV столетия. Это объясняется тем, что у римлян крест являлся орудием казни для самых низких преступников, и христиане долгое время не решались его изображать, хотя крест являлся уже символом искупления. С V века крест чаще встречается в христианских памятниках, а с VI века появляются изображения распятия. Из Ветхого и Нового Заветов первые христиане берут для живописи те события, которые имеют для них символическое значение. Так, первые христиане любили изображать Даниила посреди львов, с воздетыми вверх руками, что символизировало мученическую смерть первых христиан на арене; жертвоприношение Исаака Авраамом было символом покорности воле Божией во время гонений; воскрешение Лазаря говорило о вере первых христиан в восстание из мёртвых. Любимым мотивом первохристианской живописи было также изображение трёх отроков в раскалённой печи, отказавшихся подчиниться приказу Навуходоносора – поклониться истукану, так как и первые христиане, подобно этим отрокам, подвергались казням за отказ поклониться ложным богам. Зато чисто исторические сцены, напоминающие какое-либо событие из жизни Спасителя, без отношения к духовному настроению первых христиан и к тем гонениям, которым они подвергались, очень немногочисленны. Мало того, древнехристианская живопись катакомб не сохранила сцен из жизни христиан: история их мученичества и характер её настолько символичен, что даже и исторические сюжеты в ней имеют значение преимущественно символическое. Лик Христа не был известен, повидимому, первым христианам, потому что первые четыре века христианские художники придавали Его лику различные, часто противоположные черты. Лишь к V веку вполне складывается определённый облик Спасителя и художники в это время придают Его лику черты восточного типа. Точно также древние христиане не имели образа Божией Матери. Её тип не складывается в определённые формы и в дальнейшее время, так что художники обыкновенно изображали Её с лицом женщины их нации. Из апостолов только Пётр и Павел имеют настолько определённые типы, что их изображения дошли до нас в том же виде, в каком их изображали первые христиане. Повидимому, эти изображения имели портретное сходство с этими апостолами. Изображения остальных апостолов, не исключая и евангелистов, лишены определённости, соответственно характеризующей индивидуальные особенности каждого лица. Лишь апостол Иоанн неизменно изображается красивым юношей. Бог-Отец в древнехристианской живописи изображается, правда, очень редко, или в образе пожилого мужчины, или же в виде лишь руки, исходящей из облаков. В конце IV и в V веке появляются совместные изображения трёх Лиц Пресвятой Троицы в виде старцев. Ангелы, как дополнение картин на религиозные темы, являются в живописи в IV столетии. Их изображают красивыми юношами. В христианских катакомбах найдено также на потолках комнат и на стенах между гробницами большое количество фресок, относящихся преимущественно к концу I и началу II столетий. Среди гирлянд зелени и плодов, масок, завитков, крылатых нагих малюток-гениев (подобно римской стенной живописи) в квадратиках, сделанных красными и синими линиями, изображены фигуры, например, «Добрый пастырь и молящаяся женщина». Эти образы повторяются на одном и том же потолке несколько раз, так как христианская живопись не ввела в то время для изображения других фигур. Иногда же на стенах замечается только декоративная живопись. Число памятников живописи в катакомбах с каждым столетием возрастает. Наибольшее количество фресок относится к III веку, затем число фресок уменьшается. В конце IV века живопись в катакомбах почти совершенно исчезает. Можно было бы думать, что на сюжетах и тоне исполнения фресок отразится история образования древнехристианской общины и те гонения, которым подвергались первые христиане. В действительности же фрески не имели никакого отношения к жизни первых христиан и являлись чисто декоративной, классической живописью, унаследованной христианами-художниками от фресок гробниц римлян-язычников. Как эти последние, так и фрески христианских катакомб носят весёлый, отчасти игривый характер. Памятники древнехристианской живописи катакомб, кроме Рима, найдены в Неаполе и других местностях Италии, а также и на греческом Востоке. Что касается скульптуры, то первые христиане избегали её, так как она заставляла вспоминать о статуях императоров и об языческих идолах, перед которыми их заставляли преклоняться. Поэтому скульптурное творчество первых христиан почти не выразилось в лепке отдельных фигур, а проявилось преимущественно в барельефах, которые высекались из внешних сторон саркофагов. Сюжеты этих барельефов мало отличаются от тем катакомбных фресок. Они лишь разнообразнее последних. Самые ранние христианские саркофаги с барельефами относятся к концу II и началу III века. Значительное число их, кроме Рима, найдено в городах Южной Франции и Северной Испании; все они относятся ко времени прекращения гонений.  Такие же гробницы первых христиан найдены в некоторых городах Италии и Востока. С утверждением христианства и прекращением гонений, с прекращением живописи в катакомбах и постройкой базилик, получает развитие своеобразный род живописи, называемый мозаикой, и тоже заимствованный у язычников. Для мозаик употреблялись цветные и позолоченные стеклянные кубики. Поверх позолоты или краски часто наводился ещё слой стекла. На стену накладывалась особого рода извёстка, или мастика, и кубики мозаики вставлялись в неё. Затем мастика засыхала и прочно соединяла между собой кубики,  краски которых так были подобраны, что их сочетание давало известное изображение. Понятно, что в первые века христианства, когда оно подвергалось гонениям, мозаика, требующая прежде всего света, а затем долгого кропотливого труда, не могла иметь применения. Но когда христианская религия становится господствующей, мозаика получает широкое применение. В мозаиках Христос изображён на троне, украшенном драгоценными камнями, в богатом облачении. Другое изображение Спасителя помещалось всегда в середине алтарного полукружия. Спаситель изображался шествующим в облаках, задрапированным в паллиум, с поднятой десницей и  со свитком пергамента в шуйце. Выражение лица Его серьёзное и печальное; большие чёрные глаза строго обращены ко входящим в церковь. Мозаики обыкновенно покрывают так называемую триумфальную арку базилики, находящуюся перед алтарным полукружием (аспидой). Здесь в большинстве случаев изображалось Благовещение, причём Богоматерь и архангел Гавриил разделялись аркой. Фон мозаик – золотой или темно-синий – цвет неба. Для выполнения мозаик от художника требовалось много умения и большое воображение. Кроме Рима, замечательные мозаики, относящиеся к V веку, сохранились в Равенне. Этот город в ту эпоху находился, в области искусства, в полной зависимости от Византии, из чего следует, что мозаика в первые века торжества христианства процветала и в Константинополе. Но от византийских мозаик в самом Константинополе ко времени Юстиниана, когда именно в Равенне мозаика достигла высокой степени совершенства, почти ничего не осталось.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle