издательство П.П. Сойкина

Источник

Жития святых

Жития святых – представляют собою самый обширный отдел христианской литературы, так как христианская церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и деятельности ее членов, работавших для пользы ее и процветания. Вместе с тем в «Ж. святых» отразилась и история христианской церкви. Так, первыми по времени «Ж. святых» следует считать сказания о мучениках. В этих сказаниях содержится краткая и поучительная история тех гонений, которые претерпевали за свою веру первые христиане. Источником для таких повествований о мучениках являлись архивы проконсулов или других римских судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Поэтому, за отсутствием часто других данных для жизнеописания мучеников, сказания о них отличались однообразием. Составленные в такой форме сказания служили в качестве посланий одной церкви к другой или же составлялись, как поучительный рассказ, для частного употребления. В большинстве случаев находились добровольцы любители, которые за большие деньги доставали подлинные акты приговоров римских судей над мучениками и по этим актам составляли сказания. Но уже Климент, епископ римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках. С этой целью он поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи событий, относящихся к христианам и происходивших в судилищах, в темницах и на местах казней. Другой епископ Рима, Фабиан (III в,) поручил такую запись иподиаконам, и не смотря на то, что записи были запрещены и записывателям угрожала смертная казнь, записи не прекращались во все время гонений на христианство и имена христианских мучеников, даже самого простого звания, записывались церковью для памятования и чествования. При Домициане и Диоклетиане большая часть записей сгорела, так что Евсевию (IV в.), предпринявшему составление сказаний о всех мучениках, пришлось обратиться к розыскам сведении о них в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. тагритский (V в.), которому принадлежит «История персидских мучеников». Самое полное издание сказаний о мучениках сделано было монахом бенедиктинского монастыря – Узуардом (XIX в.). На русском языке сведения о мучениках содержатся в книжках прот. П. Соловьева – «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками» и «Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковью». С течением времени, когда церковь из положения гонимой становится господствующей, сказания о мучениках естественным образом прекращаются и вместо них появляются описания жизни святых, которая являлась для всех христиан примером истинно-христианской жизни и больше говорили сердцу верующих, чем сказания о мучениках. Древнейший сборник «Житий святых» на Востоке принадлежит Дорофею, епископу тирскому (IV в.) – сказанье о 70 апостолах, затем «Жития честных монахов» александрийского патриарха Тимофея (тоже IV в.), сборник Феодорита Киррского (V в.) имеется в изд. Моск. академии – «Творения св. Отцов», Иоанна Мосха (рус. изд. – Лимонарь, сиречь цветник). На Западе первыми составителями таких сборников были: Руфин Аквилепский, Григорий, еп. турский, Григорий Двоеслов (на рус. яз. – «Собеседование о Ж. итальянских отцов») и др. С IX в. нравоучительное и назидательное направленье Ж. святых обнаруживается особенно сильно и в числе таких составителей сборников следует отметить Симеона Метафраста, византийского сановника, который написал самый пространный сборник Ж. святых, служивший источником для последующих писателей на Востоке и даже на Западе. На Западе как составитель сборников Ж. святых прославился антверпенский иезуит Болланд, который является родоначальником целой школы писателей о Ж. святых – болландистов. Им издан был (XVII в.) целый том «Acta Sanctorum» и в продолжение 130 лет его последователями было издано 49 томов Житий святых с 1 января по 7 октября. Впоследствии ими было выпущено еще 9 томов. Кроме указанных специальных сборников Жития святых встречаются в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики) и в календарях, месяцесловах и святцах. Прологом наз. книга; содержащая описание житий святых и указаний относительно празднований в честь их. У греков эти сборники наз. синаксарями. Самый древний из них – синаксарь в рукописи еп. Порфирия Успенского. Затем следует синаксарь императора Василия (X в.). Русские прологи представляют собою переделки этого синаксаря. Минеями наз. сборники подробных сказаний о святых и праздниках, расположенных по месяцам. Они разделяются на служебные и минеи-четии. В первых для жизнеописаний святых имеют значение обозначения авторов над песнопениями. С введением на Руси христианства и богослужения эти минеи являются первыми сборниками «Житий святых». Затем в русской литературе появляются специальные сборники житий святых – патерики. Из них известны переводные патерики: синайский («Лимонарь»), азбучный, скитский, египетский. По их образцу составлен и «Патерик Киево-Печерский». Что касается календарей, то они начали составляться уже в первом веке христианства, а в IV в. они были настолько полны, что содержали имена на все дни года. Месяцесловы же не столь давнего происхождения. Они обыкновенно бывают приложены к евангелиям и к апостолам. Древнейший из них приложен к Остромирову евангелию (XII в.). Святцы – те же календари, с тою разницей, что содержание их более подробно и они существуют отдельно от евангелий. Составители сборников житий русских святых пользовались как образцом сборником Метафраста. Самыми первыми по времени Житиями русских святых являются Ж. «св. Бориса и Глеба» и «Феодосия Печерского», составленные преп. Нестором. В XV в. как составитель сборников Ж. русских святых известен митр. Киприан, написавший Ж. митр. Петра и других русских святых («Степенная книга»), Ж. св. Сергия, пр. Никона, св. Кирилла Белозерского, св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна, слово о перенесении мощей св. Петра. Пахомий пользовался как составитель большою известностью и являлся образцом для других духовных писателей. Третий автор жизнеописаний – Епифаний Премудрый был знатоком Св. Писания, прекрасно изучил греческие хронографы, палею, лествицу. Он написал Ж. св. Стефана Пермского и пр. Сергия. Следующие за ними авторы жизнеописаний святых не ограничиваются сообщением сведений о жизни и чудесах их, но и описывают церковные и общественно-государственные условия, при которых протекала жизнь святого. Таким образом эти послания – жизнеописания являются и историей жизни древней Руси. XVI век, когда всероссийским митрополитом был Макарий, является расцветом жизнеописаний святых. При нее были составлены «великие Минеи-Четии», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени русские жития. Самая подробная рукопись этих миней – московского собора 1552 г. в настоящее время издается археологической комиссией, которая, при содействии П. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издала несколько томов житий за месяцы сентябрь и октябрь. Центром христианской культуры на Юге Руси являлся Киев и в частности Киево-Печерская Лавра. Киевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям, главным образом, южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжали его дело. Последний архимандрит привлек к участию в этой работе св. Димитрия, впоследствии митрополита ростовского, который, пользуясь сборником Метафраста, великими Четями-Минеями Макария и другими пособиями, составил Четии-Минеи святых всей церкви. Отличие его труда от великих Четий-Миней то, что в него вошло жизнеописание и южнорусских святых, опущенное в этих минеях. Ж. святых, составленные св. Димитрием, написаны художественным языком и до сего времени являются любимым чтением благочестивых людей, которые находят здесь поучение и назидание. В первый раз Четии-Минеи св. Димитрия были изданы в 1711–1718 гг. С 1745 г. по 1759 г. они подверглись, согласно постановлению св. Синода, пересмотру и исправлениям и в исправленном виде вышли в 1759 г. Из пересказов и сокращенных изданий Четий-Миней св. Димитрия следует указать – «Избранные Ж. святых», кратко изложенные по руководству «Четии-Минеи», «Русские святые» Филарета, арх. Черниговского.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle