сост. Александр Ратшин

Источник

Псковской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ, муж. 1 класса, при заштатном городе Печорах, в 20 верстах от древнего Изборска, на устье речки Пачковки, впадающей в Пимшу; находится под управлением архимандрита. Обитель эта существует с XV века; она, а впоследствии и город Печоры, получили название от пещер, ископанных в горе у реки Каменца, в которых в древние времена жил Преподобный отшельник, старец Марко. Чрез долгое время после Преподоб. Марка, поселился здесь, в горе близ пещер, также отшельник, Преподобный Иона, и, 1473, устроил малую обитель, а в пещере церковь Успения Богородицы. По кончине св. Ионы, преемник его, инок Михаил, основал над горою, в исходе XV века, новую обширнейшую обитель, с церковью св. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это было началом нынешнего Псково-Печорского монастыря, который, после многих разорений от лифляндцев и поляков возобновлен в 1519 году; а совершенным своим устройством обязан он Преподобному Корнилию, бывшему здесь во второй половине XVI века игуменом: он оградил обитель каменными степами, с башнями, валами и рвами так, что она выдерживала невредимо неоднократные осады от лифляндских рыцарей.

Ныне здесь находится 5 церквей: 1) Соб. двухэтажная, в коей внизу, в самой пещере, престол Успения Богородицы, где иконостас весь железный; а вверху Покрова Божией матери; отсюда сделан ход в пещеры. Церковь эта сооружена в 1523 году. Здесь находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, именуемые одна Умиление, а другая Пскова-Печорскою. Первая икона, писанная в 1521 году, пожертвована сюда, в обитель, псковскими купцами Феодором и Василием; празднество ей, установленное в 1601 году, в память избавления Пскова от осады короля Стефана Батория, 1581, совершается в седьмое воскресение по Пасхе. Вторая икона просияла чудесами в 1523; явилась же она в 1472; а празднуют ей в Псково- Печорском монастыре дважды в год: 15 августа и в седьмое воскресение по Пасхе; при чем, в это последнее празднество, совершается отсюда в Псков, вместе с иконою, крестный ход, установленный Геннадием епископом псковским, после освобождения Пскова и Печорского монастыря от нашествия, в 1581, короля Стефана Батория. 2) Благовещения Богородицы, трапезная. 3) Николая Чудотворца, над вратами. 4) Димитрия Ростовского. 5) Праведного Лазаря.

В пещерах сего монастыря почивают под спудом мощи Преподобных: отшельника Марка, другого отшельника Ионы, бывшей до иночества сожительницы его, инокини Вассы, затворника Иоанна и игумена Корнилия.

СПАСО-ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ, или ЕЛИЗАРЬЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в 25 верстах от губернского города Пскова, при реке Толве, текущей в Псковское озеро; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Псковской семинарии. – Монастырь этот основан в 1447 году Преподобным Евфросином; был прежде общежительным, и назывался Елеазаровским, по мирскому имени основателя, и Трехсвятительским, по главной оного церкви; но когда Псковский Великопустынский монастырь уничтожен (1766) и иноки оного переведены сюда, то и обитель Елизарьевская приняла нынешнее название.

Здесь соб. церковь Трех Вселенских Святителей, с приделом Рождества Богородицы, построенная в XV веке Преподобным Евфросином, которого и мощи, вместе с мощами ученика его, Преподобного Серапиона, здесь почивают под спудом. Тут же находится чудотворный образ Спасителя, с которым бывают крестные ходы в Псков: 1, по древнему установлению, в 4 воскресение по Пасхе, а 2, учрежденный в 1813 году, в память избавления Пскова от нашествия французов – в октябре месяце. – Вне монастыря есть еще церковь во имя Преподобного Евфросина.

В ризнице этой обители хранится подлинное духовное завещание св. Евфросина, с свинцовою печатью архиепископа Новгородского, Феофила.

В XV веке в Елизарьевском монастыре принял иночество Преподобный Иларион Псковский.

СПАСО-МИРОЖСКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Пскове, на устье речки Мирожи; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1156 году св. Нифонтом, епископом новгородским, и учеником его, Преподобным Аврамием, который и был тут первым игуменом. Обитель эта в последствии времени подвергалась нередко с прочими Псковскими монастырями разорению от лифляндцев; а особливо в нашествие их, в 1299 году, когда и игумен здешний, Препод. Василий, был ими убит.

Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная каменная св. Нифонтом и с ХII века доныне существующая; в ней почивают под спудом мощи игуменов: основателя обители Преподобного Аврамия и убиенного Василия. Тут же находится явившаяся в 1198 году икона Знамения Пресвятой Богородицы, известная ныне под названием Мирожской, которой празднество совершается 24 сентября; во время бывшего в Псковской области, в 1567, ужасного морового поветрия, произошли от этой иконы чудотворения и заступлением Богородицы болезнь утишилась. 2) Николая Чудотворца. 3) Архидиакона Стефана, над св. вратами, построена в 1405 году.

В ризнице сего монастыря хранится чаша св. архиепископа Нифонта, вырезанная из древесного корня и оправленная серебром.

СНЯТОГОРСКИЙ, муж. 3 класса, в 4 верстах от Пскова, на весьма крутом берегу реки Великой, на горе, издревле называемой Снятною. Он основан в ХIII веке Преподобным Иоасафом, который и был в нем первым игуменом. В 1299 году монастырь этот разорен лифляндцами; при чем основатель Преп. Иоасаф убит, и вместе с ним 17 иноков. – Вскоре обитель возобновлена и приведена опять в цветущее состояние так, что считалась тогда первою из четырех, так называемых больших Псковских монастырей – Мирожского, Воликопустынского и Елизариева; а в смутное время, при самозванцах, служила убежищем для псковитян от мятежников. В 1493 году, от сильного пожара, все строения ее сгорели.

В 1615 году, июля 30, король Август Адольф делал из стен сего монастыря приступ к Пскову.

Ныне в обители две церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, построенная в 1312 году игуменом Иовом, и существующая поныне, не смотря на неоднократные разорения от лифляндцев и частые пожары, от которых истребляемы были прочие монастырские здания; здесь почивают мощи убиенного игумена Преподобного Иоасафа; а в особенном ковчеге положены открыто глава его и две кости. 2) Вознесения Господня, под колокольнею.

На храмовой праздник, 8 сеаатября, установлено издревле приходить всему псковскому городскому духовенству со крестами в Соборную церковь, что и доныне продолжается.

В этой обители приняли иночество в XV веке Преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий.

КРЫПЕЦКИЙ-БОГОСЛОВСКИЙ-ВЕРХНЕОСТРОВСКИЙ, муж. 3 класса, в 12 верстах от Пскова; находится под управлением игумена. Основан в половине XV века Преподобным Саввою. Здешняя соборная церковь во имя Иоанна Богослова, с приделом Саввы архиепископа Сербского, построена первоначально деревянная Преподобным Саввою Крыпецким, а каменная сооружена в 1547 году; при чем обретены мощи Преподобного основателя, которые и почивают в сей церкви.

В сей обители приняли иночество в XVI веке Преподобные Нил Столбенский и Никандр, пустынножитель Псковский. Из преемников св. Саввы известен Игумен Досифей, муж, отличавшийся благочестивою жизнью; он здесь и погребен.

Монастырь этот замечателен и тем, что в нем жил некоторое время между иноками Гришка Отрепьев, – и один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него склонность назваться царевичем, познакомил его с русскими летописями, объяснил ему положение тогдашних государственных дел – и самозванец, вместе с ним, бежал из монастыря к князю Адаму Вишневецкому.

По дороге к Пскову от монастыря, есть чрез болота и мхи мост, называемый Ярославским, и простирающийся почти на три версты; он сделан в XV веке князем Ярославом Васильевичем Оболенским-Стригою, княжившим тогда в Пскове, п посещавшим часто Преподобного Савву.

СВЯТОГОРСКИЙ, или СВЕТОГОРСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, от уездного города Опочек в 40, от бывшего пригорода Воронича в 4, а от реки Великой в 6 верстах, на горе известной в древности под именем Синичьей, а со времени построения обители, прозванной Святою. Находится под управлением архимандрита.

Монастырь этот основан в 1569 году по случаю явления на Синичьей горе никоему Тимофею юродивому двух икон Божией Матери – Одигитрии и Умиления. На сем месте сначала построена была часовня, в которую совершался из пригорода Воронина крестный ход в первую пятницу Петрова поста; вскоре часовня эта сгорела со всеми находившимися в ней иконами, кроме чудотворных образов Одигитрии и Умиления. Царь Иоанн Васильевич, по донесению псковского наместника князя Токмакова о чудесах и исцелениях, от сих св. икон происходивших, и по удостоверению в истине, повелел устроить обитель, в которой ныне 3 церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, коей алтарь занимает то самое место, где явилась юродивому Тимофею икона Одигитрии; храме этот существует каменный с 1569 года и имеет два придела: Святогорский Божией Матери Одигитрии (празднество совершается 17 июля) и Покрова Богородицы. Тут находятся и обе чудотворные иконы. 2) Николая Чудотворца. 3) Великомученицы Параскевы.

Здесь в обители, погребен известный поэт Александр Сергеевич Пушкин.

ТРОИЦКИЙ-СЕРГИЕВ, муж. 3 класса, близ уездного города Великих Лук; находится под управлением игумена. Основан в 1555 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского; 2) Иоанна Воина, над св. вратами.

НЕБИН-ТРОИЦКО-СЕРГИЕВ, муж. 3 класса, в уездном городе Торопце, на берегу озера Небина; состоит под управлением игумена. Основан в 1592 году. В нем соб. церковь двухэтажная, где престолы: вверху Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского, а внизу Воздвижения Честного Креста.

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ-НИКАНДРОВА, пустынь муж. в Порховском уезде, на берегу речки Демьянки, между Псковом и Порховом; состоит под управлением архимандрита. – Здесь, в необитаемом месте, поселился, в 1524 году, Преподобный Никандр и проведя в уединенной келии 30 лет, перешел в Крыпецкий монастырь; потом возвратился сюда опять и чрез 17 лет скончался в 1582 году, также в совершенном одиночестве. Тело его, найденное в кельи, погребено под дубом, на том месте, где теперь Благовещенская соборная церковь; а нынешняя обитель основана уже не прежде, как в 1586 году некоторым мирянином, который поселясь в кельи Преподобного Никандра, чрез три года после его кончины, и приняв иночество с именем Исаии, собрал несколько братий и, с благословения новгородского митрополита Александра, построил над могилою св. Никандра Благовещенскую церковь, по которой и монастырь назывался Благовещенскою пустынью; а со второй половины XVII века, после обретения (29 июня 1687) нетленными мощей Препод. Никандра – и Никандровскою. В это время построена здесь и церковь во имя сего Преподобного, деревянная, иждивением дворянина Якова Матвеевича Муравьева. В 1665 году поляки разорили и разграбили обитель, побили иноков и игумена увели в плен; а 30 марта 1673 пожар превратил пустынь в пепел; после чего вскоре, на пожалованную от царя Алексия Михайловича сумму, сооружены Благовещенская и Никандровская церкви каменные, с огромною колокольнею и монастырь, быв увеличен, окружен каменною оградою; но мощи св. Никандра, хотя уже и за долго до того прославленные чудесами, но надлежащим образом еще не обнаруженные, закладены были в южную стену соборной церкви. Чрез несколько лет после того, по умножившимся чудотворениям святого, к которому начали отовсюду стекаться вярующие, мощи торжественно изнесены на поверхность 29 июня 1687 года и, по повелению Патриарха Иоакима, сочинена Преподобному служба.

Ныне в сей пустыне две каменные церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы, с приделом Апостолов Петра и Павла, устроенным в 1687 году в честь того дня, когда обретены мощи св. Никандра, которые и почивают здесь. 2) Во имя сего святого.

В 1800 году, по именному указу императора Павла I, пустынь эта была причислена к Великому Приорству Ордена св. Иоанна Иерусалимского с тем, чтоб по делам духовным заведываема она была непосредственно Святейшим Синодо, на праве Ставропигиальных монастырей; а по распоряжениям, до других частей касающихся, подчинена была капитулу того ордена.

При Никандровой пустыне бывают три многолюдные ярмарки: 25 марта, 29 июня и 24 сентября.

* * *

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, женский, 2 класса, в губернском городе Пскове. Основан в 1243 году Преподобною Княгинею Евпраксиею, супругою князя Ярослава Владимировича Псковского и теткою св. князя Довмонта, которая, по преданию и Игуменьею в этой обители была. Здешняя соб. церковь Иоанна Предтечи, с приделом Андрея Первозванного, существует весьма давно; в ней почивают под спудом мощи: основательницы, княгини Евпраксии, и княгини Марфы, супруги св. князя Довмонта; а по некоторым известиям, здесь же лежит тело и св. Евпраксии, тетки св. Евфросинии Полоцкой. Тут погребены также и некоторые древние князья Псковские.

При гробнице Княгини Евпраксии висит ее посох; а на стене, тут же, находится образ Христа Спасителя, весьма древнего письма, от которого, по преданию, истекло некогда миро – и об этом обстоятельстве есть надписи на медном подсвечнике, также очень старинном, и на камне, вделанном в стену Предтечевской церкви.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Великих Луках. Основан в 1643 году. Здесь соб. церковь Вознесения Господня, с приделами Пророка Илии и князей Бориса и Глеба.

ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городе Торопце. В нем церковь Рождества Христова. О времени основания этой обители неизвестно.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:


ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ-КРАСНОДВОРСКИЙ, муж. в Пскове, на Красной улице. Он упоминается в 1355 году. Здесь, в 1468 построена кам. Церковь св. Пантелеймона. Обители эти существовали в глубокой древности и теперь следов от них никаких не осталось. О времени основания их сведений нет; уничтожены ж весьма давно.
ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ, муж. в Пскове, на устье реки Черехи.

СТАРОВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, бывший 2 класса, в Пскове, с церковью Вознесения Господня, при которой придел Рождества Богородицы. Когда эта обитель основана, неизвестно.

ПОКРОВСКИЙ В УГЛЕ, муж. бывший в древности в Пскове; о начале и уничтожении его сведений нет; известно только, что во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием, в 1581 году, обитель эта существовала. Теперь на этом месте находится приходская церковь Покрова Богородицы, где есть чудотворная икона Божией Матери, известная под названием Псково-Покровской, коей празднество, совершаемое 1 октября, установлено в воспоминание чудеса, бывших от нее дважды: в 1352 году, во время свирепствовавшего в Пскове морового поветрия, и в 1581 году, при осаде Стефана Батория. – Церковь эта построена каменная в 1399 году.

ИЛЬИНСКИЙ, муж. в Пскове. О сей обители все сведения ограничиваются одним только известием, что она сгорела в 1465 году; но о времени основания и уничтожения не упомянуто.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ на ПЕСКАХ, женский, в Пскове. Основан в 1421 году чернецом Перхурием, который для обители дал землю и построил церковь Благовещения Богородицы. Дальнейших известий никаких нет.

СИРОТКИН, муж. в двух верстах от Пскова, на правом берегу реки Великой, с каменною церковью Петра и Павла. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1764 году.

ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ, муж. бывший в древности в 66 верстах от Пскова. О нем известно только, что он существовал в начале XV века; но когда именно был основан, сведений нет; уничтожен же в 1766 году, и иноки переведены отсюда в Трехсвятительский Елеазаровский монастырь. – Здесь в 1417 году погребен князь Псковский, Григорий, принявший в этой обители иночество в 1405 г.

КОПЕРСКИЙ, муж., о котором упоминается в 1572 г.; дальнейших же сведений о сей обители нет.

МАЛЬСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ-ОНУФРИЕВ, муж. от Пскова в 56, а от бывшего города Изборска (что ныне слобода) в 4 верстах. Основан в XV веке Преподобным Онуфрием. Упразднен в 1764 году. Здесь церковь Рождества Богородицы, с приделом Преподобного Онуфрия, которого и мощи тут почивают под спудом.

ИЛЬИНСКИЙ-ВРЕВСКИЙ, муж. в 28 верст. от уездного города Острова, в пригороде Вреве. О сей обители упоминается в 1623 году; о начале ж ее и уничтожении ничего неизвестно.

ПОКРОВСКИЙ-ВРЕВСКИЙ, женский в том же пригороде Вреве. О времени основания и уничтожения его сведений нет; в начале же XVII века он существовал.


КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ-ВЫБОРСКИЙ, муж. Эти монастыри, существовавшие некогда в пригороде Выборе, в 50 верстах от уездного города Острова на реке Выборке, во время нашествия польского короля Стефана Батория, 1581, были разорены, и потом приписаны к Святогорскому мон. О времени основания их неизвестно.
ВАРВАРИНСКИЙ-ВЫБОРСКИЙ, женский

ИЛЬИНСКИЙ-ОПОЧСКИЙ, муж. в Порховском уезде, в погосте Опочском, на берегу реки Шелони. Основан был в конце XVI века Преподобным Иоакимом, который и был здесь первым игуменом; упразднен в 1688 году. В бывшей монастырской, а ныне приходской церкви, св. Пророка Илии почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Иоакима.

ДЕМЬЯНСКИЙ, муж. существовавший в древности в Порховском уезде, при впадении речки Демьянки в реку Шелонь, близ того места, где жил уединенно Преподобный Никандр, который сюда хаживал для причащения св. Таин, а потом от игумена здешнего и схиму принял, в 1574 году. О времени основания и уничгожения обители неизвестно.

УСПЕНСКАЯ-КОНЕВСКАЯ-ФЕОФИЛОВА, пуст. муж. в 65 верстах от уездного города Порхова, при реках Шелони и Омучи. Основана в XIV веке преподобными иноками Феофилом и Иаковом, которых и мощи почивают здесь, в Успенской церкви, под спудом. Пустынь упразднена в 1764 году.

СПАСКИЙ-ВЕЛЬСКИЙ, муж. существовавший некогда в Опочецком уезде, при озере Велье, где ныне село того ж имени. Обитель эта сгорела в 1460 году от молшии; неизвестно, была ли она после возобновлена; также и о времени основания ее сведений нет.

КУДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. в 3 верстах от уездного города Торопца, на острове озера Кудина. Основан в XVI веке Преподобным Харитоном, бывшим здесь первым игуменом, которого и мощи почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, церкви Благовещения Богородицы; тут же хранится гроб Преподобного Исаакия, Печерского Затворника, Торопецкого уроженца, привезенный сюда из Киева, в 1748, Торопецким купцом Петром Абаконовым, и часть мощей сего святого, перенесенная из Киева ж игуменом Кудина монастыря, Иосифом. Когда сия обитель упразднена, неизвестно.

* * *

ЦЕРКВИ:

ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ, кафедральный собор в Пскове. Он первоначально построен деревянный в 965 году на иждивение св. Великой Княгини Ольги, супруги Игоря I; в XII веке сгорел и сооружен каменный, в 1137 году, св. Князем Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем Псковским. – Вместе с начальным построением Троицкой церкви основался и самый Псков, который в древних грамотах именовался домом Св. Троицы. Сей, глубокою древностью, замечательный храм не имеет благолепия внутренних убранств, т. е. дорогих окладов на иконах и важных приношений; наружность его также проста; но это самое более увеличивает к нему уважение, особливо, если сообразить, что он существует более семи веков, хотя с небольшими переправками, при всех совершившихся здесь политических переворотах и частых пожарах, опустошивших Псков. Вышина его с куполом 33 сажени. При нем два придела: Благовещения Богородицы и св. Князя Всеволода Псковского, а внизу, под Благовещенским приделом устроена церковь во имя св. Княгини Ольги.

В главном иконостасе сего собора находится явленная икона Знамения Божией Матери, известная под названием Псковская; празднество ей совершается 16 июля, еще со времен в. к. Василия Дмитриевича, по случаю чудес, происшедших от сей иконы во время свирепствовавшего тогда в Пскове морового поветрия: она явилась 16 сентября 1420 года, в Чирской волости и вскоре сюда принесена.

В Благовещенском приделе почивают под спудом мощи: 1) Храмоздателя св. Князя Всеволода, перенесенные сюда 1193 года ноября 27 из церкви Димитрия Селунского; 2) св. Князя Довмонта Псковского, и 3) Блаженного Николы, прозванием Салоса, Христа-ради юродивого. При гробницах Всеволода и Довмонта висят их мечи: первого – широкий, острый с обеих сторон, в 1 1/2 аршина длиною, с латинскою надписью на рукояти: Honorem meum nemini dabо; т. е. своей чести никому не отдам; а второго – без надписи, в виде кинжала, с рукоятью, подобною булаве.

Внизу, под собором, погребены архиереи Псковские; также князь Даниил Александрович, княживший в Пскове в конце XIV и в начале XV века, и псковский наместник XV века, князь Ярослав Васильевич Оболенский-Стрига, в месте с женою и сыном.

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, ц. в Пскове, построена на том месте, где был в XII веке погребен св. князь Всеволод Мстиславич.

ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ц. в Пскове, у Труперховских ворот, на Горке. Она построена в 1337 году.

АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, ц. в Пскове, в так называемом Застенье, или Середнем городе, с приделом св. Гавриила; построена каменная в 1339 и возобновлена в 1695 году.

АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ, ц. в Пскове, построена, по общему желанию жителей, деревянная и в один день, во время свирепствовавшей в Пскове, в 1352, страшной заразы, известной под именем Черной смерти. Церковь эта, по ветхости древней, сооружена каменная в 1489 году, а в общий Псковский пожар, бывший в 1786, сгорела; после чего возобновлена.

ВЛАСИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА, ц. в Пскове, одна из самых древнейших и первых церквей, по введении здесь Христианской веры. Она была Возобновлена в 1415 году Псковитянами во время бывшей тогда чумы.

ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, собор в уездном городе Торопце – церковь огромнейшая. Здесь находится Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Ефесской, называемый Корсунским, писанный св. Лукою Евангелистом, и присланный из Царя-града императором Мануилом и Патриархом Лукою в дар св. Евфросинии, княжны Полоцкой, в XII веке, а сюда перенесенный, 1239 года, дочерью князя полоцкого Брячислава, св. Александрою, сочетавшеюся браком в Торопце с в. к. Александром Невским. Празднество сей иконе совершается 9 октября.

СПАСКАЯ, церковь, в уездном городе Порхове, существует весьма давно; ибо в ней погребен убитый на сражении, на реке Шелоне, в 1399 году, князь Роман Юрьевич.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, церковь, в уездном городе Порхове, построена каменная в 1412 году.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle