сост. Александр Ратшин

Источник

Полтавской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Полтаве на берегу реки Ворсклы; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Полтавской семинарии. Основан в 1650 году, при киевском митрополите Сильвестре Коссове, игуменом Лубенского Мгарского монастыря, Каллистратом. – В 1709 году обитель эта была разорена шведами. – Здесь соборная церковь Воздвижения Честного Креста.

Архимандриты здешние имеют преимущество носить на скрижалях мантии своей изображения Великомученика Георгия и Сампсона Странноприимца, в день памяти коего последовала знаменитая Полтавская победа.

МГАРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в 5 верстах от уездного города Лубен, на горе, искони называемой Мгари, около подошвы которой протекает река Сула; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1619 году, игуменом Густинского Троицкого монастыря Гаием; в то время, когда Малороссия была еще в зависимости польских королей. Главною вкладчицею при построении этой обители была супруга Овручского Старосты, Райна Михайловна Корыбутова, урожденная княжна Вишневецкая. – Игуменство здесь продолжалось сначала основания до 1743, а в сем году учреждена архимандрия.

Монастырь имеет две каменные церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с четырьмя приделами: Великомученика Георгия, Архистратига Михаила, Первомученика Стефана и Николая Чудотворца. Храм этот построен Малороссийскими Гетманами в 1682–1694 годах. В нем почивают открыто мощи св. Афанасия, Патриарха Константинопольского, скончавшегося 5 апреля 1654 года в самой этой церкви после служения, на возвратном пути из Москвы; мощи эти находятся не в гробе, а в креслах, по обыкновению Восточных церквей. Тут же погребен Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский). 2) Благовещения Богородицы, с трапезою.

В XVIII веке был здесь игуменом, а потом, с 1743, первым архимандритом, Иоасаф (Горленко), впоследствии епископ Белградский.

В царствование Екатерины II, монастырь этот был отдан для пребывания Константинопольскому Патриарху Серафиму, изгнанному турецким Султаном и искавшему покровительства России. В 1775 году он переведен отсюда в Максаковский монастырь, Черниговской губернии.

ГУСТИНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ; муж. 3 класса, близ уездного города Прилук. О времени основания его неизвестно; он был упразднен в 1786 году; а ныне по высочайше-конфирмованному 18 декабря 1843 года положению Святейшего Синода, восстановлен.

Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Успения Божией Матери и 3) Апостолов Петра и Павла.

При сей бывают ежегодно три ярмарки: в день пятидесятницы, 29 июня и 15 августа.

* * *

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-ВЕЛИКОБУДИЩСКИЙ, женский, 2 класса, при местечке Великом Будище. Основан в 1689 году иждивением знаменитого страдальца за правду, Василья Леонтьевича Кочубея. Здесь две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Благовещения Богородицы.

ЛАДИНСКИЙ, или ЛОДИНСКИЙ-ПОКРОВСКИЙ, женский, 3 класса, в Троицком уезде, на берегу речки Ладинки. О времени основания его сведений нет. – В нем Соб. церковь Покрова Богородицы.

Ежегодно, 1 октября, бывает при сей обители ярмарка.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Золотоноше, в предместии Зазуловке. Основан около 1720 года. В нем две церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы, существующая с 1705 года; 2) теплая, Иоанна Златоустого.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. в уездном городе Переяслове, при слиянии рек Трубежа и Альты. Он принадлежит к древнейшим монастырям в России и находился прежде в самом кремле города Переяслова, где был основан в XI веке и вероятно в то время, когда учреждена епархия Переясловская. Тут он разорен, при нашествии Батыя, в 1240 году. О времени переведения его на нынешнее место сведений нет; известно только, что в начале XVIII века он уже существовал здесь, и был по указу Петра Великого возобновлен в 1703 году. В это время обитель сия была кафедральною Переясловских архиереев; а по уничтожении этой епархии оставлен, в 1786, во 2 классе, под управлением архимандрита. Когда последовало упразднение монастыря, неизвестно.

Здесь две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, построенная в 1700 году гетманом Мазепою; в ней почивают мощи Преподобномученика Макария, архимандрита Овруцкого, перенесенные сюда 4 августа 1786 года из упраздненного Переясловского-Михайловского монастыря; 2) Великомученицы Варвары.

МИХАЙЛОВСКИЙ-ПЕРЕЯСЛОВСКИЙ, (см. Собор Михаила Архангела, в Переяслове).

ИВАНОВСКИЙ, муж. существовавший в отдаленной древности в уездном городе Переяслове и давно уже уничтоженный. О времени основания его неизвестно. В XII веке содержался здесь под стражею и потом принял иночество св. в. к. Игорь II Олегович.


РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, муж. Обители эти находились некогда близ уездного города Переяслова; когда они были основаны, сведений нет; известно только, что в 1155 году сожгли их половцы, и вероятно они с тех пор уже не возникали.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж.
САВВИН, муж.

КРАСНОГОРСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, муж. в уездном городе Золотоноше. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1786 году. До уничтожения управляли им игумены.

УСПЕНСКИЙ-НЕХВОРОЩАНСКИЙ, муж. в Константиноградском уезде, в местечке Нехвороще; когда был основан, сведения нет; а уничтожен в 1786 году и до того времени находился под управлением игумена.

МИХАЙЛОВСКИЙ-СОРОЧИНСКИЙ, муж. Миргородского уезда, в местечке Сорочинцы, уничтоженный в 1786 году. О времени основания его неизвестно.

КРАСНОГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Гадяча, на горе, называемой Красною, у подошвы которой протекает река Псела. Он основан в XV веке; а когда уничтожен, неизвестно; в 1773 году, когда еще он существовал, управлял им игумен. Здесь церковь Николая Чудотворца.

СКЕЛЬСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. с церковью Преображения Господня, в которой находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Сокольской, или Скельской; празднество ей совершается 23 февраля. Обитель упразднена в 1786 году и находилась тогда под начальством игумена; а когда и кем основана, неизвестно.

ЛАВРЕНТИЕВ, муж. в Прилуцком уезде. Здесь церковь Покрова Богородицы, с приделом архидиакона Лаврентия. О начале сей обители, бывшей до уничтожения в 3 классе, ничего неизвестно.

УСПЕНСКИЙ-НОВОМЛИНСКИЙ, женский, в местечке Новые Млины. Когда обитель эта была основана, сведений нет; а упразднена в 1786 году.

* * *

ЦЕРКВИ:

СПАСОВА НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА, древ. церковь, в губернском городе Полтаве, замечательна тем, что император Петр Великий, после блистательной победы над Карлом XII, принес в ней Господу Богу первую благодарственную молитву. – В 1838 году она назначена была к сломке по новому ресулированию улиц в Полтаве; но по желанию государя наследника, цесаревича, Александра Николаевича, изъявленному во время путешествия Его по России, не только оставлена в целости, но и высочайше повелено сделать на нее каменную одежду, по примеру домика Петра I, в С.-Петербурге.

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, собор, в уездном городе Переяслове. Он построен каменный в 1089 году св. Ефремом, Епископом Переясловским, и освящен, 1091, Ефремом (Скопцем) Митрополитом Кевским. Построение сего храма было особенно замечено летописцем Нестором потому, что св. Ефрем сделал эту церковь с куполами и оградил каменною стеною, что составляло в тогдашнее время необыкновенную редкость, и чего даже самая Печерская обитель не имела. В XI, а частью и в XII веке церковь св. Михаила была престольною митрополитов Киевских, живших более в Переяслове. В 1123 году, мая 10, она упала, и после того возобновлена. При ней, быть может, с самого основания ее, устроена была иноческая обитель, известная под именем Михайловского Переясловского монастыря, которая упразднена в 1786 году.

В этом древнем Михайловском Соборе погребены сыновья в. к. Владимира Мономаха: князья Андрей и Святослав и внук его, кн. Ростислав Юрьевич. Здесь же почивали прежде мощи: основателя, св. Ефрема, епископа Переясловского, и Преподобномученика архимандрита Макария, из коих первые находятся теперь в Киево-Печерской Лавре, а св. Макария перенесены были сюда 17 марта 1688 из Овруцкого Каневского монастыря, а в 1786 перенесены в Вознесенский Переясловский.

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, церковь, в уездном городе Переяслове; была построена каменная в 1008 году.


МУЧЕНИКА ФЕОДОРА, на вратах Церкви в уездном городе Переяслове; были построены в 1091 году митрополитом киевским Ефремом (Скопцем)
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

БОРИСА И ГЛЕБА, церковь существовавшая в древности в двух верстах от уездного города Переяслова, на берегу реки Алты, где погиб св. князь Борис. Она построена была в 1117 году в. к. Владимиром Мономахом; при ней он и скончался в 1125 году. Во время нашествия Батыя, в 1239, церковь эта разорена до основания – и место это освященное кровью св. Страстотерпца, оставалось впусте ровно шесть столетий: в 1839 году предположено соорудить на сем месте новый храм.

Сюда ежегодна совершается из Переяслова крестный ход в день памяти св. князей Бориса и Глеба, 2 мая; и после водоосвящения, многие из верующих недужных входят в реку Алту и исцеляются.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle