сост. Александр Ратшин

Источник

Рязанской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Рязани; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Рязанской семинарии. Время построения сего монастыря неизвестно; впрочем, в половине XV века он уже существовал. В нем две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Богоявления Господня, с приделами Покрова Богородицы и Иоанна Богослова.

СОЛОТЧИНСКИЙ, муж. 2 класса, в 18 верстах от Рязани, при впадении реки Солотчи в Оку; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1390 году славным владетелем Рязанским, князем Олегом, сыном Иоанна Коротопола, врагом Донского и Москвы. Сей князь принял тут иноческий сан; тело его, вместе с супругою, Евпраксиею, было погребено прежде в Покровской церкви, находившейся близ монастыря, на берегу Солотчи; а оттуда, в начале XIX века, останки их перенесены сюда в склеп, под соборною церковью, где также хранятся отломки каменных их гробов и кольчуга князя Олега.

Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы вверху Сошествия Св. Духа, а внизу Преподобного Онуфрия; 2) Покрова Богородицы, и 3) Иоанна Предтечи, над св. вратами, в которой находится древняя икона св. Алексия Митрополита. Был еще здесь храм, в недавнем времени за ветхостью сломанный, существовавший, кажется, с XIV века, во имя св. Митрополита Алексия, и бывший в 1645 году трапезным, как о том было означено в древней надписи, в стене; при этом храме находились старинные Княжеские покои, которые, судя но зодчеству, могли быть построены во времена Олега.

В числе редкостей, хранящихся в здешней ризнице, находится весьма древний образ св. князей Бориса и Глеба, иссеченный из камня.

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ Рязани; состоит под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что она в 1685 году была возобновлена Стольником Вердеревским. Здесь две церкви, из коих соборная, древнего построения, во имя Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского; а другая сооружена архимандритом Мельхиседеком около 1815 года.

БОГОСЛОВСКИЙ муж. 3 класса, в 25 верстах от Рязани, на берегу Оки; находится под управлением игумена. Он основан в начале XIII века и возобновлен в 1534 году. – Ныне здесь две церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Иоанна Богослова, а внизу Николая Чудотворца; 2) Успения Пресвятой Богородицы. В этих храмах много древних икон; но всех замечательнее образ Иоанна Богослова, местный в главной церкви, написанный в Царь-граде неким Гусарем и присланный в дар князьям рязанским, просиявший чудотворением в 1237 году. Есть предание что Батый, громивший окрестности при нападении своем на русские области приблизился к обители в намерении ее расхитить; но пораженный внезапно ужасом, вместо разорения, снабдил его сокровищами, и к иконе Богослова, бывшей тогда запрестольною, приложил герб и печать свою златую; да и после того оказывал к обители уважение, от чего она и не подвергалась всеобщему бедмтвию, постигшему тогда другие монастыри. Рукоятка сего чудотворного образа хранится доселе в ризнице, с надписью, объясняющею это достопамятное происшествие, которое также упомянуто и в грамоте Патриарха Адриана, 1692, монастырю данной; печать же Батыева взята, в половине XVII века, архиепископом Рязанским Мисаилом и – к вечному сожалению археологов – ею позлащена водосвятная чаша, находящаяся ныне в Успенском кафедральном соборе, в Рязани.

В ризинце, между прочим, сохраняются богато-украшенные Евангелие, Крест напрестольный и архимандричья шапка, сделанные в конце XVII века.

РАДОВИЦКИЙ или РАДУНИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в Егорьевском уезде, на берегу Радовицкого озера; состоит под управлением архимандрита. Он основан в XVI веке при царе Иоанне Васильевиче Грозном. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, в которой находится чудотворная икона Святителя Николая, именуемая Радовицкою; к ней стекается отовсюду множество богомольцев. 2) Подле Соборной церкви пристроен двухэтажный храм, где престолы вверху Сретения Господня и Николая Чудотворца, а внизу Иоанна Предтечи. 3) Апостолов Петра и Павла, над св. вратами. 4) Богоотец Иоакима и Анны, при Архимандричьих кельях.

Ризница сего монастыря есть одна из богатейших.

ЛЬГОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верстах от Рязани, на крутом и высоком берегу реки Оки. Основан в конце XIV века славным рязанским князем Олегом Иоанновичем. В нем церковь Успения Богородицы, с приделами Чуда Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Церковь эта построена, вместо древней, в 1667 году, князем Михаилом Ивановичем Щетининым-Ярославским. – Монастырь сей был прежде приписным к Саввину-Сторожевскому монастырю.

Эта обитель, как видно, была родовым кладбищем фамилии князей Щетининых-Ярославских, живших в XVI и XVII веках: между надгробных камней, уцелевших в осыпающейся в Оку земле видны еще теперь памятники: князя Ильи Семеновича, князя Ивана Ивановича и княгини Марьи Григорьевны, супруги его. Тут же погребены стольники XVII века Феодор и Дионисий Кобяковы.

ДМИТРИЕВ, муж. заштатный, в Ряжском уезде с церковью Великомученика Димитрия Солунского. О времени основания сей обители сведений нет.

ПОКРОВСКИЙ муж. заштатный близ уездного города Данкова. Здесь соб. церковь Покрова Богородицы, когда основан сей монастырь, неизвестно.

ДУХОВ-СКОПИНСКИЙ муж. заштатный, близ уездного города Скопина, с церковью Сошествия св. Духа. Время построения сего монастыря неизвестно.

СПАСКАЯ-ПРОНСКАЯ пуст. муж. близ уездного города Пронска. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Преображения Господня, построенная в 1765 году Г. Бурцовым; самая же пустынь, когда и кем основана сведений нет.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ пуст. муж. в Раненбургском уезде; основана в 1712 году по благословению митрополита Стефана Яворского, иждивением любимца Петра Великого, Светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, которому все эти места, как и самый нынешний город Раненбург, принадлежали. Здесь церковь Апостолов Петра и Павла.

КАЗАНСКИЙ-ЯВЛЕНСКИЙ, женский 3 класса, в губернском городе Рязани. В нем две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с приделами Казанской Богородицы и св. Харлампия; 2) Великомученицы Варвары, над св. вратами. Обитель эта находилась прежде внутри самой крепости, где и была построена соборная церковь митрополитом Рязанским Аврамием, в 1690 году; а на нынешнее место переведена в 1787 году. О времени же первоначального основания сего монастыря неизвестно.

КАЗАНСКИЙ-КАСИМОВСКИЙ женский, 3 класса, в уездном городе Касимове. Когда основан, сведений нет. Здешняя соборная церковь Казанской Божией Матери построена в 1715 году.

ПОКРОВСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городе Михайлове, с двухэтажною церковью, в которой верхний престол, во имя Покрова Богородицы, освящен, после возобновления, 28 июня 1836 года. О времени основания обители неизвестно.

ДУХОВ, муж. в Рязани, близ Архиерейского дома, с церковью Сошествия Св. Духа. Основан в XV веке. О времени упразднения его неизвестно.

ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, близ Рязани в 3 верстах от Солотчинского монастыря, в селе того же имени. Эта, в древности бывшая обитель, известна только потому, что здесь в конце XIV или в начале XV века приняла иночество княгиня Евфросиния, супруга знаменитого Рязанского князя Олега Иоанновича; прочих же подробностей никаких неизвестно.

АГРАФЕНИНСКАЯ-ПОКРОВСКАЯ, пуст. женская, в 15 верстах от Рязани. Основана в 1507 году. Здесь были две церкви: Покрова Богородицы и Иоанна Предтечи, освященные при митрополите Стефане Яворском. Пустынь эта имела название от начальницы Аграфены, из рода Глебовых, которая тут, вместе с другою начальницею же Дорофеею, погребена; память их уважается окрестными жителями. По уничтожении этой обители, в 1764 году, инокини переведены в Покровский-Михайловский монастырь.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Зарайска, с церковью Вознесения Господня древнего построения. О времени основания этой обители неизвестно; упразднена же она в 1764 году.

НИКОЛАЕВСКАЯ пуст. в бывшей Рязани, что ныне Владельческое село, на берегу Оки. Когда эта обитель основана и уничтожена, сведений нет. Теперь существует только одна бывшая монастырская, а ныне приходская, церковь Рождества Богородицы, с приделом Николая Чудотворца, в которой совершается особенное празднество в день памяти св. князей Бориса и Глеба, и хотя престола во имя сих страстотерпцев здесь нет, но церковь называется Борисоглебскою Городищенскою, в память бывшего тут вблизи Борисоглебского собора, разрушенного татарами к 1237 году.–Здесь же находится древняя икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Борисоглебской Городищенскою, перенесенная сюда из Богородицкой церкви Глебова городка, существовавшего некогда в Зарайском уезде при реках Воже и Реберке, и упоминаемого в XII веке.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Пронске, в слободе Плотной, или Плотяной. Судя по оставшимся надгробным надписям, обитель эта в начале XVI века уже существовала; но когда она была основана сведений нет; также неизвестно, когда и уничтожена; а полагать с достоверностью можно, что упразднение ее последовало весьма задолго до 1764 года. На сем месте находится теперь приходская церковь Воскресения Словущего – очень древний храм, построенный из дубовых брусьев и, вероятно, бывший монастырским. В этой церкви есть древние гробницы многих княгинь и княжон Пронских.

* * *

ЦЕРКВИ:

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор в губернском городе Рязани, сооружен в конце XVII века, и по своей огромности есть одно из примечательных зданий в России. К исходу XVIII века oн пришел в ветхость так, что клонился к разрушению: в 1800 году Статский Советник Гавр. Васил. Рюмин возобновил и украсил его, на что пожертвовано им более 10 т. руб.; да на постройку колокольни 40 т. руб., которая вновь перестроена в 1840 году.

B соборе сем находятся две чудотворные иконы Божией Матери: 1) называемая Муромскою, древнейшего письма, принесенная в Старую Рязань из Мурома св. Епископом Василием в 1291 году; икона эта была до того в Благовещенской церкви в Муроме, куда перенесена из Киева в. к. Константином Всеволодовичем, в начале ХIII века; празднество сей иконе установлено указом Святейшего Синода 12 апреля 1810. 2) Называемая Федотьевскою, явившаяся в 1487 году, в селении Федотьев; совершаемое 2 июля празднование сей иконе, учреждено в 1618 году, в память избавления Рязани от нашествия Черкесов.

В соборной ризнице хранится водосвятная чаша, вызолоченная достопамятною печатью Батыя, приложенною им к чудотворному образу Иоанна Богослова, в Богословском монастыре.

РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, собор (теплый) в губернском городе Рязани, существует с древних времен; а возобновлен в начале XIX века Статским Советником Г. В. Рюминым, на пожертвованную им сумму 30 т. руб. – 3десь почивают мощи св. Василия, первого епископа Муромского, Переславского и Рязанского, перенесенные сюда из Старой Рязани 1592, июля 10.

В оном же соборе погребены: 1) в. к. Рязанский Феодор Олегович, сын знаменитого Олега Иоанновича; 2) супруга его, София Дмитриевна, дочь в. к. Димитрия Донского; 3) сын его князь Иоанн, в иноч. Иона; 4) внук – князь Василий Иоаннович; 5) правнук – князь Иоанн Васильевич; 6) другой правнук – князь Феодор Васильевич, Третной. Сверх того, есть три гробницы с неясными надписями, из коих видно только, что они вмещают останки князей Третных. Тут же погребены многие архиереи Рязанские XVI и XVII веков и между ими славный Стефан (Яворский), Блюститель Патриаршего Престола.

В ризнице находятся замечательные вещи, как-то: панагия Стефана Яворского; с портретом Петра I; множество деревянных потиров и дискосов, большей частью XV века; мантия архиепископа Мисаила, принесшего себя в жертву святой ревности при крещении Мордвы; бердыши, ветхие знамена и проч.

БОРИСА и ГЛЕБА, собор бывший некогда в древней Рязани, престольном городе княжества Рязанского; упоминаемом первый раз в летописях 1094 года – где властители Рязанские господствовали с 1127 года до конца XIV века, т. е. до переселения в нынешнюю Рязань (бывший город Переславль Рязанский). На сем месте теперь находится село разных владельцев, отстоящее от нынешнего губернского города Рязани в 50 верстах по течению Оки, в Спасском уезде. Собор уже не существует, так как и дворец Княжеский, бывший подле сего храма. – Церковь эта построена была по образцу Борисо-Глебской же церкви в Чернигове, не позднее – как кажется – XI века, а при нашествии татар, 1237, декабря 21 совершенно разрушена. Основание этого драгоценного храма, давно забытого, открыто в 1836 году известным любителем древности, купеческим сыном Тихомировым, и при сем случае найдено много истлевших гробниц, вмещавших в себе, по всему вероятию, тела древних Рязанских князей, коих место погребения осталось для историков в неизвестности, (в числи их должен быть и князь XII века Игорь Глебович, правнук в. к. Святослава II, также и Владык Рязанских ХIII и XIV столетий, начиная с первого Арсения, при котором, 1207, Рязанская епархия отделилась от Черниговской.

В XIII веке был погребен близ этой церкви св. Василий первый епископ Муромский, Переславский и Рязанский, которого мощи перенесены отсюда, 1592 июля 10, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, в новую Рязань, и почивают теперь в Рождественском Соборе; а на месте, где лежало его тело, воздвигнут, в 1836 году, рязанским купцом Пановым и другими усердствующими, чугунный пирамидальный памятник, местами позолоченный, с надписями, который и открыт 4 октября 1836 года.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, собор в уездном городе Зарайске существующий, как кажется, еще с XII века; нынешнее здание его сооружено в 1681 году. – В сем храме находится весьма древнего письма икона Николая Чудотворца, называемая Корсунскою, и принесенная сюда из Корсуня в 1198 году. Царь Василий Иоаннович Шуйский украсил этот образ, в 1610 году, дорогим золотым окладом и привесил небольшую золотую же дощечку, с надписью.

В Соборной ризнице хранится много любопытных утварей, на пример: серебряный вызолоченный потир с готическими надписями на старом Немецком языке, вероятно, приобретенный в войну с лифляндцами; два блюда серебряные, лжица и копие, данные князем Федором Ивановичем Мстиславским; два блюдца серебряные, вклад князя Ивана Михайловича Хворостинина, 1569 года; ковш серебряный епископа Коломенского Варлаама, XVI века; водосвятная серебряная чаша, данная боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, в 1594 году; крест напрестольный, украшенный жемчугом, и устроенный в 1623 году Рязанским архиепископом Антонием, и проч.

В начале XVII века был при Николаевском соборе Протопопом Димитрий – известное в русской истории лицо, тем, что он укреплял патриотическими наставлениями князя Пожарского, осажденного в Зарайске; а потом был в числе послов от Земского Совета к избранному царю Михаилу Феодоровичу.

Иоанна Предтечи, собор в уездном городе Зарайске; настоящее здание его построено в 1764 году. Первоначальное же основание собора многие относят к XIII веку. Тут есть древние гробницы, с неясными надписями от времени, под которыми, по преданию жителей, погребены: 1) Князь Феодор Юрьевич Рязанский, убитый Батыем; 2) супруга его Евпраксия и 3) малолетний сын, Иоанн.

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА, собор, в уездном городе Егорьевске, один из древнейших храмов в России, перестроен, за ветхостью, в начале XIX века и обширностью своею превосходит Московские соборные церкви. – Нынешний город Егорьевск был прежде село Высокое, Гуслицкой волости, принадлежавшей издревле московским князьям. В 1563 году село Высокое пожаловано было царем Иоанном Васильевичем, с Гуслицкою волостью, московскому Чудову монастырю.

* * *

Санкт-Петербургской губернии

МОНАСТЫРИ, НЫНЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ:

ТРОИЦКАЯ-АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА, муж. в Санкт-Петербурге – третий из первостепенных русских монастырей – построен при впадении Черной речки в Неву, на урочище, называемом Виктори, где, как полагают, св. с. к. Александр Невский 15 июля 1241 года одержал знаменитую победу над шведами. – Основание сей обители положено Петром Великим в 1710 году. – В 1712 построена первая деревянная церковь Благовещения Богородицы, освященная 25 марта 1713, и отмежевано место для монастыря, а в 1715 начат каменный храм св. Троицы, который кончен в 1723 и освящен 30 августа 1724, в присутствии императора Петра I, в самый день перенесения сюда из Владимира мощей св. Александра Невского. С тех пор 30-й день августа назначен Петром I, для празднества св. Александру, в ознаменование благодарности сему князю как за дарованные молитвами его победы над шведами, так и за заключенный в сей день 1721 года славный Нейштатский мир.

Ныне Лавра Александроневская имеет вид обширного четвероугольного замка, обнесенного каменною стеною. Во внутренности оного находятся: 1) Соб. церковь Живоначальной Троицы с приделом Александра Невского. Храм этот, как выше показано, совершен был в 1721 году; потом императрица Екатерина I предприняла соорудить пространнейший, с иконостасом из разноцветного мрамора, и в 1726 план и фасад ее утвердила. Строение продолжалось около 40 лет, и в неоконченном еще здании обнаружились ветхости; – церковь разобрана в 1762, и по проекту архитектора Старова, опробованному императрицею Екатериною II, заложена 30 августа 1778 нынешняя огромная и величественная, длиною 35, и шириною 20 и вышиною с куполом и крестом 29 сажен, которая и освящена 30 августа 1790 года; при чем мощи св. князя Александра, в присутствие императрицы, кавалерами Александровского ордена, в торжественной процессии перенесены из второй соборной церкви, и поставлены на нынешнее место за правым клиросом главного Троицкого алтаря. Рака мощей его, весом около 45 пуд, вылита в 1752 году по повелению императрицы Елисаветы Петровны из добытого в первый раз серебра в Колыванских Змеиногорских рудниках; вокруг раки изображены в барельефах деяния Александра Невского; тут же поставлены из серебра трофеи и богатые канделябры, что все вместе с гробницею вмещает в себе до 90 пудов чистого серебра. B торжественные праздники привешивается у мощей золотая лампада, сделанная Екатериною II, в 1791, с кистью из солитеров и крупных бурмицких зерен; покров, возлагаемый на мощи, также унизан бриллиантами и бурмицкими зернами. – Подле св. мощей висят ключи Адрианополя, второй столицы Турецкой империи – трофеи славных побед над турками императора Николая I. – Внутренность Троицкого собора украшена множеством богатых икон и редких картин, в числе которых находятся произведения кисти Рубенса, Рафаеля, Менгса (Благовещение) и других, портреты Петра I и Екатерины II, работы Левицкого, и изваянный Козловским мраморный в барельефе бюст митрополита С.-Петербургского Гавриила. Иконостас сделан из белого мрамора с бронзовыми карнизами и капителями у колонн; Царские врата бронзовые же вызолоченные, отличного рисунка. 2) Другая соборная же церковь двухэтажная, существующая со времен Петра Великого; в ней престолы: вверху во имя св. Александра Невского, где и мощи его до 1790 года почивали, а внизу Благовещения Богородицы. Эта нижняя церковь устроена вместо прежней деревянной, и обращает на себя внимание, как место упокоения многих знаменитых особ. Здесь погребены: царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра Великаго; царица Параскева Феодоровна, урожденная Салтыкова, супруга царя Иоанна Алексеевича; царевич Петр Петрович; царевна Екатерина Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича; принцесса Анна (правительница); Великая Княжна Анна, дочь Императора Петра III; Великая Княгиня Наталия Алексеевна, первая супруга Павла I; Великие Княжны: Ольга Павловна, дочь императора Павла I, Мария Александровна и Елисавета Александровна, дочери императора Александра I, и Анна Михайловна, дочь Великого Князя Михаила Павловича; великий Суворов, граф И. И. Панин, князь Безбородко, Бецкий, князь Вяземский, князь А. М. Голицыне, И. И. Шувалов, фельдмаршал граф Разумовский, граф Милорадович, адмирал Сенявин, князь Кочубей, семейство Нарышкиных и проч. – При Благовещенском храме два придела: а) Сошествия св. Духа, построенный в 1821 году митрополитом Новогородским и С.-Петербургским Михаилом, который и погребен здесь под жертвенником; б) Сергия Радонежского, существующий с 1822 года. 3) Двухэтажная ж церковь, в которой престолы: вверху св. князя Феодора Ярославича Новгородского, а внизу Иоанна Златоустого; этот храм заложен 9 августа 1745 года. 4) Церковь Пресвятой Богородицы, Всех Скорбящих Радости, над св. вратами. 5) При Митрополичьих кельях церковь Всех Святых, устроенная в 1743 году.

На кладбище сей обители находится малая церковь Лазарева Воскресения. В ней и около ее покоятся: первый Российский генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев с родственниками; Адам Адамович Вейде, храбрый генерал времен Петра I; князь Григорий Федорович Долгорукий, брат знаменитого сенатора князя Якова Федоровича; Феофилакт (Лопатинский) архиепископ Тверский; Киприан (Скрипицын) Епископ Коломенский; И. И. Мелиссино; граф Н. А. Толстой; граф С. К. Вязмитинов; а на самом кладбище похоронены: адмирал Семен Иван. Мордвинов; сенатор Тихон Никитич Стрешнев; знаменитый Ломоносов; В. Я. Чичагов; граф П. В. Завадовский; П. И. Хамыков; князь А. М. Белосельский-Белозерский; граф А. И. Морков; генерал от кавалерии Ф. П. Уваров; храбрый воин князь Мадатов; граф П. А. Строгонов; статс-секретарь Екатерины II, потом сенатор, А. В. Храповицкий; историограф Карамзин, баснописец Крылов и многие другие. Из числа памятников, воздвигнутых над могилами, многие достойны замечания, как превосходные произведения искусства, как напр. белый мраморный памятник над гробом Ломоносова, поставленный графом М. И. Воронцовым, и проч.

В ризнице Лаврской, между множеством драгоценных вкладов монархов российских и вельмож, хранятся замечательные редкости: корона Александра Невского, кровать Петра Великого, на которой он скончался, и трость с костяным набалдашником, трудов сего государя, подаренная им здешнему архимандриту.

До 1764 года принадлежало Лавре в разных недвижимых имениях более 25 душ крестьян.

Монашествующих в Лавре до ста человек. В житии своем они руководствуются уставом, начертанным Феофаном Прокоповичем и в 1723 году утвержденным Петром Великим. Трапеза у них общая.

Митрополит С.-Петербургский и Новгородский имеет здесь свое пребывание и носит звание Священно-Архимандрита Лавры.

Здесь же находится С.-Петербургская духовная консистория; а в особом великолепном здании помещается Александровская Духовная Академия, при которой церковь двунадесяти Апостолов, освященная в 1819 году.

Каждый год, в 30 день августа, совершается в Лавру из Казанского собора крестный ход, в котором принимали не редко участие императоры и императрицы российские. Этот ход установлен Елисаветою Петровною в 1750 году.

ВАЛААМСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, общежительный, в северной части Ладожского озера, на острове Валааме; находится под управлением игумена. Древняя история монастыря Валаамского темна и сбивчива: когда именно и кем он основан, в точности неизвестно. Можно однако ж, с достоверностью предположить, что начало сей знаменитой обители сделано между 973 и 980 годами, еще во время владычествовавшего в России идолопоклонства, в Княжение Ярополка I. Сие подтверждается тем, что в 980 году (т. е. за 8 лет до общего крещения) св. Авраамий, бывший потом архимандритом Ростовским, принял Христианскую веру от Валаамского игумена Феоктиста. Основателями обители, или, по крайней мере, первыми водворившимися на пустынном Валаамском острове (где может статься, было и капище Ваала, идола славян), почитаются святые иноки Греческие, Сергий и Герман, проникнувшие тогда на север, для насаждения Слова Божия среди язычников; хотя некоторые позднейшие писатели и думают, что эти угодники Божии жили не в X, а в XIV веке.

В последствии времени Валаамская обитель приходила в упадок и даже в совершенное запустение, при шведских набегах в XII веке, также в 1577 и 1610 годах, так, что и мощи св. Сергия и Германа были перенесены в Староладожский Никольский монастырь. 1721 года, когда берега Ладожского озера возвращены к Российской Державе, монастырь, усердием иноков, начал возникать и устраиваться; святые мощи, после ста лет отсутствия, паки водворились на Валааме. В 1754 году, Валаамская обитель, едва оправившаяся от постигших ее бедствий, и состоявшая большего частью из деревянных строений, сделалась жертвою пламени; но от щедрот императрицы Елисаветы Петровны, даровавшей на сей предмет 8000 руб. вновь построена; при чем положено начало некоторым и каменным зданиям. В нынешнее цветущее состояние приведена она не прежде 1785 года: тогда старанием Новгородского митрополита Гавриила воздвигнуты каменные церкви, ограда и прочие монастырские строения.

Ныне здесь находятся четыре церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Преподобных Сергия и Германа, коих и мощи почивают тут под спудом, в богатой серебряной раке. 2) Теплая, Успения Божией Матери, с приделом Николая Чудотворца; к этому храму пристроены ризница и библиотека. 3) Живоносного Источника, больничная. 4) Апостолов Петра и Павла на св. вратах.

Монастырь расположен на высокой и утесистой горе Валаамского острова, окружен огородами, лугами и рощами; а внизу под горою, протекает речка, разделяющая остров на две части. Вне монастыря есть гостиница для приезжающих и довольное число купеческих лавок; а в 3 верстах устроен скит неусыпаемых, из шести братских келий состоящий, с церковью во имя всех святых, где чтение псалмов никогда не прерывается. Кроме сего, в разных местах острова, находятся уединенные келии, или пустыни, для ищущих совершенного безмолвия валаамских иноков, которые и вообще ведут жизнь самую строгую. – Монастырь пользуется, кроме своего острова, и многими другими, по близости его на озере лежащими лесами, покосами и рыбными ловлями, что̀ и составляет пропитание монашествующих.

Валаамский монастырь был прежде 3 класса, а в 1-й возведен императором Александром I по указу 2 апреля 1822 года, с сохранением общежительного устава. До 1764 года он принадлежал к Новгородской епархии.

На Валааме Живущих, кроме иноков, никого нет; в июне бывает на сем острове великое стечение временно приезжающих для богомолия и торгу на ярмарке, продолжающейся с 27 по 30 июня. Переезд водою к монастырю, с ближайшего берега княжества Финляндского, от города Сердоболя, составляет 40 верст.

В Валаамской обители жили несколько времени в XIV веке: св. Арсений Коневский и св. Савватий Соловецкий; а в конце XV века принял иночество и долгое время пребывал в уединении, в пещере, Препод. Александр Свирский.

1819 года, в августе, провел здесь два дня, в молитве и смирении, император Александр Благословенный.

КОНЕВСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. 3 класса, общежительный, на острову Ладожского озера, называемом Коневец, находится под управлением игумена. Основан в 1392 году преподобным Арсением в честь чудотворного образа Божией Матери, принесенного им из Афонской горы. Сначала Препод. Арсений с учениками своими, жил уединенно на горе, названной после святою, по бывшему на ней явлению Божией Матери одному из учеников его, Иоакиму; а потом переселился ближе к озеру, и основал тут скит. Когда увеличилось число тружеников, привлеченных славою св. Арсения, то Преподобный образовал из скита общежительный монастырь и построил деревянную церковь Рождества Богородицы с кельями. Здесь св. Евфимий, архиепископ Новгородский, посетил Арсения и, в знак любви, подарил ему свой белый клобук. Преподобный, в память высокого посетителя, назвал залив, где пристало судно св. Евфимия, Владычнею Лахтою (это место и поныне так называется). – Тут обитель существовала 25 лет; но по причине частых наводнений, перенесена она св. Арсением на нынешнее место. После того она дважды, наравне с Валаамским монастырем, подвергалась разорению от шведов, в 1577 и 1610 годах. В первое нападение монахи бежали в Новгородский Деревянницкий монастырь, и, по миновании опасности, возвратились в 1594; а в последний раз монастырь до того был разорен, что оставалось только основание церкви и запустение продолжалось более ста лет. В 1710 году остров Коневский поступил во владение Князя Якова Федоровича Долгорукого; а в 1718 Петром Великим отдан к Новгородскому Деревянницкому монастырю, от которого и построена здесь деревянная церковь Николая Чудотворца с несколькими кельями, а впоследствии времени и Богородицкий собор вместо древнего сооружен вновь. Таким образом Коневская обитель начала постепенно возникать; а в 1760 сделалась и независимою от Деревянницкого монастыря. В 1825 году возведена она в 3 класс.

Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, построенная в XVIII веке, вместо существовавшей до разорения каменной же церкви, созданной в XV веке св. Арсением; в ней находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, называемая Коневскою – та самая , которая принесена в XIV веке св. Арсением из Афонской горы; празднество ей совершается 10 июля. В приделе, во имя основателя, Преп. Арсения, почивают и святые его мощи, которые в XVII веке были переносимы отсюда в Староладожский Николаевский монастырь. 2) Николая Чудотворца.

ТРОИЦКАЯ-СЕРГИЕВА пуст. муж. 1 класса, в 15 верстах от С.-Петербурга, по дороге в Петергоф, на высоком берегу Финского залива, подле мызы Стрельной; состоит под управлением архимандрита. Она основана в 1734 году. На сем месте находилась прежде мыза великой княгини Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевича, и когда она в 1733 г. скончалась, то сестра ее, императрица Анна Иоанновна подарила мызу эту духовнику своему, Архимандриту Сергиевой Лавры, Варлааму, который при каменном домике Великой Княгини Екатерины построил, в 1734, деревянную церковь с кельями для монашествующих, и назвал эту пустынь Новотроицкою-Сергиевскою. Архимандрит Варлаам здесь и погребен. – После его управляли обителью строители из иноков Троицкой Лавры, к которой была она приписана, и здания ее оставались в первобытном виде более 15 лет. – В 1752 году, архимандрит Сергиевской Лавры, начал сооружать в пустыни новые каменные строения, существующие и теперь; а в 1764, обитель эта отошла от зависимости Лавры, причислена к С.-Петербургской епархии, в качестве второклассной, и, наконец, возведена в 1-й класс по докладу Святейшего Синода, высочайше утвержденному 1836 года, мая 30, с удержанием, впрочем названия пустыни.

В ней четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, построенная в 1752 и освященная в 1758 году; здесь находится чудотворная икона св. Сергия Радонежского. 2) Преподобного Сергия, при настоятельских кельях, сооружена вместо прежней деревянной, в одно время с соборною; она недавно перестроена вновь, распространена и украшена архимандритом Игнатием. 3) Апостола Иакова, освящена в 1820 году Михаилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. 4) Мученика Валериана, при инвалидном доме, построена в 1806 г. наследниками графа Валериана Александровича Зубова, который тут и погребен с прочими родственниками, между коими заметить надобно графиню Наталью Александровну Зубову, дочь знаменитого Суворова.

ЧЕРЕМЕНЕЦКИЙ-БОГОСЛОВСКИЙ, муж. заштатный, в 20 верстах от уездного города Луги, на острове озера Череменца; основан по случаю явления на сем месте иконы св. Иоанна Богослова; время ж, когда это случилось, неизвестно. Здесь Соб. церковь во имя Иоанна Богослова, древней готической архитектуры, построенная вся из плиты. В этом храме находится и означенная явленная икона.

ОЯТСКИЙ-ОСТРОВСКИЙ, муж. заштатный, в 35 верстах от уездного города Новой Ладоги, на берегу реки Ояти, с церковью Введения Божией Матери. Основан в XV веке.

ЗЕЛЕНЕЦКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ границы Тихвинского уезда; находится под управлением архимандрита. Он основан посреди болот, на небольшом сухом месте, называвшемся зеленым островом, в половине XVI века, при царе Иоанне Васильевиче, Преподобным Мартирием, который и был тут первым игуменом. При основании обители и построении церквей принимал деятельное участие новгородский боярин Федор Сырков. Впоследствии времени, в начале XVII века, монастырь украшен каменными зданиями и окружавшие его болота иссушены старанием новгородского митрополита Корнилия. В 1762 году обитель эта определена для содержания лишенных ума; в 1764 г. она сделана заштатною. 1765, июля 4, она подверглась разорению от возмутившихся раскольников, которые в безумном изуверстве ворвались сюда, выгнали иноков, истребили или сожгли иконы, церковную утварь и книги; а когда военная команда приблизилась для восстановления порядка, они заперлись в монастыре и все добровольно сожглись; – после чего и была она три года в запустении; а в 1768 возобновлена и, по обращении Староладожского Николаевского монастыря из мужского в женский, иноки переведены сюда, в Зеленецкий, который, в 1771, поступил в число штатных монастырей, с учреждением здесь архимандрии.

Ныне в сем монастыре три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Иоанна Богослова, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Мартирия. Церковь эта перестроена в 1683 году и освящена Корнилием, митрополитом Новгородским, который здесь и погребен; у гробницы его, в особом шкафе, хранятся принадлежавшие ему мантия с источниками, белый клобук и шелковые вязаные четки. 2) Благовещения Богородицы, построенная при начале основания монастыря; нынешнее здание оной существует с 1680 года; она освящена также митрополитом Корнилием. 3) Тихвинской Богородицы, построенная в 1601 году Преподобным Мартирием на сумму, пожертвованную бывшим казанским царем Симеоном Бекбулатовичем, в знак благодарности Богу за избавление молитвами Преподоб. Мартирия, сына его, царевича Иоанна от болезни.

* * *

СМОЛЬНЫЙ-ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, 1 класса, в С.-Петербурге на берегу Невы. На месте сей обители был летний дворец Елисаветы Петровны, построенный для нее Петром Великим, и называвшийся Смольный по имени существовавшей тут деревни Смольной и дегтярного завода. Елисавета, по вступлении на престол, основала тут, указом от 30 октября 1748 года, женский монастырь, который и был известен под названием Воскресенского-Новодевичьего. Чрез 20 лет после того, в 1764, императрица Екатерина II учредила эдесь училище св. Екатерины или институт для воспитания благородных девиц; а в 1768 повелела обитель упразднить, обратя все ее здания на помещение института. Посреди двора, образующего большой четвероугольник, находится главная церковь – величественный храм, начатый постройкою еще при императрице Елисавете, в 1748 году по проекту знаменитого архитектора, графа Растрелли, вызванного в Россию графом П. И. Шуваловым, но остававшийся более 75 лет неоконченным. Уже в 1834 году, по повелению государя императора Николая Павловича, чрез особо-учрежденную комиссию, действие коей начались с 1832 года, сие изящное произведение гениального Растрелли приведено по проекту архитектора Стасова в нынешний вид и благолепие; торжественное освящение сего храма, наименованного при сем случае собором всех учебных заведений, последовало 20 июля 1834. Эта знаменитая церковь, во внутренности коей могут поместиться до 6000 человек, имеет высоты снаружи 45 сажен; следовательно выше не только Ивана Великого, но и колоколен Троицкой-Сергиевой и Киевопечерской Лавр. Здесь престолы: главный – Воскресения Христова; в приделах – Захария и Елисаветы и св. Марии, Магдалины. – Внутри здания институтского есть еще церковь во имя Александра Невского; освященная в 1808 г.; в ней находятся драгоценные сосуды, одни золотые, украшенные бриллиантами, а другие из слоновой кости с янтарем – трудов императрицы Марии Феодоровны.

Наконец ныне Воскресенский монастырь, быв 77 лет упраздненным, восстановлен, в следствие положения Святейшего Синода, Высочайше-конфирмованного 14 марта 1845 года.

НИКОЛАЕВСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в заштатном городе Старой Ладоге, на берегу реки Волхова, с двумя церквами Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы. О времени основания монастыря сего неизвестно; прежде он был мужским. В XVII веке иноки Валаамской и Коневской обителей, бежав от нападений шведов, переселились сюда с св. мощами Сергия, Германа и Арсения, которые уже чрез сто лет после того возвращены на прежние места. Около 1768 г. монастырь сей обращен в женский, а иноки из него переведены в Зеленецкий – Троицкий монастырь.

УСПЕНСКИЙ-НОВОЛАДОЖСКИЙ, женский, 3 класса, в Новоладожском уезде. Здесь соб. церковь Успения Божией Матери. О времени основания его сведений нет.

* * *

УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ:

ОЗЕРСКИЙ-ПОКРОВСКИЙ, муж. в Гдовском уезде, на берегу реки Желчи. Основан около 1470 года преподобным Иларионом Псковским, бывшим тут первым игуменом, которого и мощи здесь почивают под спудом. В 1695 году монастырь этот был приписан ко Псковскому Архиерейскому Дому; а в 1764 упразднен.

ЗАСТЕННЫЙ-ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. бывший в древности в Старой Ладоге, в каменной стене, окружающей крепость. Он давно уже упразднен; но соборная церковь его, не смотря на разрушение крепости, существует и теперь, и по глубокой своей древности достойна замечания. Известно, что Ладожская крепость построена по повелению новгородского князя Мстислава Владимировича в 1114 или 1116 году; может быть и церковь эта сооружена тогда же. Около 1780 года, по приказанию новгородского митрополита Гавриила, отбита штукатурка стен, которою они в позднейшее время были покрыты, и найдено несколько надгробных надписей, на стенах иссеченных, относящихся если не к XII, то непременно к XIII веку; о чем судить можно, по их шрифту и правописанию. Внутренность церкви имеет следы Корсунской, или Византийской живописи; а в алтаре, на горнем месте, уцелел древнейший драгоценный фреск, изображающий св. Георгия Победоносца. – Название обители, по-видимому, произошло от того, что она городскою стеною отделялась от Ладожского посада.

ИВАНОВСКИЙ-СТАРОЛАДОЖСКИЙ, муж. существовавший некогда в Старой Ладоге. Сюда в 1704 году переведены были иноки из Медведевского – Новоладожского монастыря. О времени основания и уничтожения его неизвестно.

МЕДВЕДЕВСКИЙ-СТАРОЛАДОЖСКИЙ муж. в Старой Ладоге. Обитель эта существовала прежде в Новой Ладоге, но с которого времени, сведений нет; а в 1704 году переведена в Старую, в здания бывшего там Ивановского мон. и в последствии уничтожена; церковь же Николая Чудотворца обращена в соборную города Новой Ладоги. В этом храме есть иконы XIV, XV и XVI веков.

С 1704 года монастырь сей принял название Староладожского; а во время существования его в Новой Ладоге был приписным к Саввину Сторожевскому монастырю.

* * *

ЦЕРКВИ:

ПЕТРА И ПАВЛА, собор, в С.-Петербурге, в крепости. Эта знаменитая церковь – первая из прочих зданий в Петропавловской крепости – поставлена была Петром Великим сначала малая деревянная, окрашенная снаружи под желтый мрамор, в 1703 году; потом Петр, в день своего рождения 30 мая 1712, заложил на этом же месте каменную, обширнейшую, которой строение продолжалось 20 лет; она освящена 28 июня 1733 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Колокольня сего собора, столь славная беспримерною высотою своею, отстроена в 1723 году; возвышение ее настоящего здания составляет не более 30 сажен, но тонкий шпиль имеет 25 сажен: следовательно вся колокольня и с крестом простирается почти на 57 сажен в вышину – и по сему она есть первая в России. Под шпилем находятся часы с курантами.

В Петропавловском соборе, в склепе, погребены: 1) император Петр Великий, 2) императрица Екатерина I, 3) царевна Екатерина, 4) царевна Наталия, 5) царевна Маргарита, 6) царевна Наталия (другая), и 7) царевна Анна – дочери Петра Великого, 8) царевич Павел, и 9) царевич Алексий, дети Петра ж Великого, 10) царица Марфа Матвеевна, урожденная Апраксина, супруга царя Феодора Алексеевича, 11) крон-принцесса София Вольфенбитгельская, супруга царевича Алексия Петровича, 12) царевна Мария, дочь царя Алексия Михайловича, 13) императрица Анна Иоанновна, 14) императрица Елисавета Петровна, 15) император Петр III, 16) императрица Екатерина II, 17) император Павел I, 18) император Александр I, Благословенный, 19) императрица Елисавета Алексвевна, 20) цесаревич Константин Павлович, 21) императрица Мария Феодоровна, 22) великая княгиня Александра Николаевна, дочь императора Николая I.

Гробница обожаемого преобразователя России, Петра Великого, осенена знаменем, взятым графом Орловым-Чесменским в Архипелаге, при разбитии турецкого флота; это знамя Екатерина II собственными руками внесла сюда 29 августа 1772 года. На этом же гробе положена по повелению Александра I золотая медаль, выбитая в 1803 году, по случаю празднования столетия Петербурга.

Из числа священных предметов собора, привлекающих усердие православных, более всего замечательна нетленная десная рука св. Иоанна Крестителя, принесенная в Россию с Мальтийского острова магистром Гомпешем в 1798 году, и находившаяся прежде в Гатчинской придворной церкви. По трем стенам, внутри Петропавловского Собора, поставлено большое число знамен турецких, прусских, польских, орлов французских – эти трофеи прошедшего, а частью и текущего века – целая история войн, прославивших Россию. Тут же хранятся ключи Варшавы, покоренной в 1794 году Суворовым и хлеб, поднесенный ему тогда Варшавскими жителями: он от времени истлел и зашит в несколько бархатных подушек.

Петр, великий царь-художник, оставил здесь память своего искусства: выточенные из слоновой кости два паникадила – одно большое о трех ярусах, с 27 подсвечниками, другое поменьше – и напрестольный крест, изумляющие изяществом работы.

Подле самого собора находится каменная палатка, в которой хранится знаменитая редкость – ботик Петра Великого, дед русского флота.

ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ, церк. в С.-Петербурге, в крепости, основанная вместе с Петербургом, в 1703 году; она была сначала малая деревянная – и в ней по воскресным и праздничным дням бывал всегда при отправлении службы Божественной сам император Петр Великий, стоя на клиросе с певчими. При Елисавете Петровне, эта достопамятная церковь, за ветхостью, разобрана и построена новая, во всем подобная прежней, которая и освящена в присутствии ее 17 мая 1746 года, но чрез четыре года она сгорела 27 марта 1750, и, вместо оной, перенесена сюда из летнего сада, которая и освящена в 1756. – Здесь находятся замечательные вещи, работы Великого Петра: небольшое костяное паникадило и такое ж изображение св. Апостола Андрея Первозванного.

КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ, собор, в С.-Петербурге, на Невском проспекте у Казанского моста. На этом месте существовала прежде церковь Рождества Богородицы, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Иоанна Богослова, построенная в 1737 году по повелению императрицы Анны Иоанновны, и называвшаяся Казанскою, по иконе Божией Матери, которая сюда тогда ж перенесена из Троицкой церкви, бывшей на Петербургской Стороне.

Постройка нынешнего великолепнейшего Казанского собора предпринята была еще императором Павлом I; для чего и составлен, в 1800 году, архитектором Воронихиным проект. Самая ж закладка совершена торжественно уже в 1802 году, в присутствии императора Александра I и всей августейшей фамилии. Строение поручено было заведыванию особой Комиссии. Все материалы употреблены русские, и все мастерства произведены русскими художниками. На сооружение и украшение сего храма издержано тогда более 4 миллионов рублей. 15 сентября 1811 года, в день празднества коронации, собор освящен. В нем три престола: главный Казанской Божией Матери и два придельных, с правой стороны во имя Рождества Богородицы, а с левой преподобных Антония и Феодосия Печерских. – Внутреннее расположение храма крестообразное. Длина его 34, ширина 26, высота с куполом и крестом более 33 сажен. Купол освещается шестнадцатью окнами и имеет двойной свод. От четырех подкупольных столпов к алтарю трем главным дверям церкви простирается колоннада в четыре ряда, состоящая из 56 колонн финляндского гранита, не уступающего плотностью и красотою цвета египетскому; колонны эти цельные, каждая из одного камня, в 5 саж. вышины, украшены бронзовыми базами и капителями коринфского ордена. – Иконостас весь серебряный, чеканный, изящно сооруженный в недавнем времени по единственному в своем роде проекту архитектора Тона, на пожертвованную Донским войском сумму, в память 1812 года; по сторонам царских врат надпись: усердное приношение Донского войска. Царские врата и балюстрад пред главным алтарем также кованые серебряные; на самых вратах, в средине, слово Бог составлено из драгоцынных камней, a сияние вокруг вызолочено.

В главном иконостасе помещается чудотворный образ Казанской Божией Матери. Сия икона, в 1579 году, была перенесена из Казани по повелению царя Иоанна Васильевича в Москву, а оттуда, в 1721, взята Петром Великим в С.-Петербург, где и находилась в Троицкой церкви, а по построении собора Рождества Богоматери перенесена сюда, причем императрица Анна Иоанновна украсила оклад ее драгоценными камнями; к освящению ж нового Казанского собора, в 1811 году, положена новая на икону золотая риза, превосходной работы, на которую, по усердию императриц Марии Феодоровны и Елисаветы Алексеевны, прибавлено значительное число драгоценных камней и жемчуга, а от Великой Княгини Екатерины Павловны принесена в дар необыкновенной величины синий яхонт – так, что все украшение ценится более, нежели во сто тысяч руб. – Прочие иконы есть произведение известных академиков: на царских вратах и местные в приделах – Боровиковского, в главном иконостасе, Рождества Богородицы и Сошествия св. Духа – Егорова; у столпов и над западными дверьми алтаря, Трех Святителей и взятие на небо Божией Матери – Шебуева; в алтаре, Тайная Вечеря – Безсонова. Скульпторные работы, из которых замечательны два больших барельефа, представляющих источение Моисеем воды из камня и избавление от змиев, произведены Мартосом и лучшими воспитанниками его.

В приделе Рождества Богородицы находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Ченстоховскою, принесенная сюда в 1813 году по взятии крепости Ченстохова в Царстве Польском. Празднество ей совершается 6 марта.

У главного иконостаса, пред иконами, устроены 4 огромные серебряные канделябра, в древнем вкусе.

Императорское место, кафедра для проповедника, амвон, клиросы и весь пол в церкви сделаны из разноцветного мрамора, а ступени из превосходно-полированной яшмы.

Между богатствами и редкостями здешней ризницы, особенно замечательны священные сосуды, принесенные в дар, к освящению храма в 1811 году, императрицею Мариею Феодоровною частью из кости и янтаря собственных ее трудов, а частью из золота с драгоценными камнями, и дарохранительница, пожертвованная тогда же графом Строгановым, сделанная с чрезвычайным искусством из сибирских порфиров, агатов, яшм и других редких каменьев, с бронзовыми вызолоченными капителями на 16-ти ее колоннах и такими же изображениями Евангелистов и Святителей Российских.

Главный фас собора, к Невскому Проспекту, украшен порталом из огромных колонн и пилястр Пудожского камня; над ними колоссальные бронзовые изображения Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Апостола Андрея Первозванного, Кн. Владимира Равноапостольного и Александра Невского. В портале, выходная из собора дверь, по изяществу и отличному искусству своей работы, заслуживает особенного внимания: она отлита из бронзы по образцу двери, находящейся в Флорентийской кафедральной церкви.

От обоих углов церкви, к улице, устроены полукруглые колоннады, из 132 колонн состоящих, и образующие пред собором обширную площадь, в диаметре 40 сажен, по примеру известных колоннад у церкви св. Петра в Риме. На этой площади поставлены монументы знамеитым военачальникам русских сил 1812 года, князю Голенищеву-Кутузову и Барклаю де Толли. Прах Кутузова покоится в самом Казанском соборе, под сенью трофеев, приобретенных русскими в отечественную войну с французами.

Торжественные и благодарственные молебствия в положенные дни, совершаются большею частью в Казанском соборе; также и крестные ходы. В 1745 году, в прежней Рождество-Богородицкой церкви, происходило с приличным великолепием, бракосочетание великого князя Петра Феодоровича с Ангальт-Цербстскою принцессою Екатериною Алексеевною, бывшею потом Императрицею. В 1825 году, в нынешнем уже соборе, стояли несколько времени тела в Бозе почивших императора Александра и супруги его Елисаветы Алексеевны, до погребения их в Петропавловской церкви.

ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО, собор, в С.-Петербурге, на площади, получившей от него название Исаакиевской. Церковь эта построена была сначала деревянная Петром Великим в 1710 году, на память дня Его рождения, а каменная, небольшая, сооружена в 1727 году; вместо которой Екатерина II, основала, в 1768, великолепнейшую из Сибирского и Финляндского мрамора. Внутренние стены ее и колонны обделаны были также мрамором, яшмою сибирскою и багровиком. Она кончена при Павле I и освящена в 1801 году, при императоре Александре. Но потом, по составлении нового проэкта, соединяющего в себе все изящество архитектуры, храм разобран, и на месте его заложен новый, которого строение продолжается под надзором особо учрежденной комиссии.

САМПСОНА СТРАННОПРИИМЦА, церк. в С.-Петербурге, на Выборгской стороне. Она построена деревянная Петромъ I, в 1710, в благодарность Богу за победу под Полтавою, одержанную 27 июня 1709, в день памяти сего Святого. Тогда ж назначено было здесь и кладбище, которое впоследствии переведено далее, на другое место. Потом, за ветхостью деревянной церкви, заложена, в 1728, каменная, с двумя приделами Михаила Архангела и Иоанна Богослова, которые и освящены в 1733, а главный престол в 1740 году.

ПАНТЕЛЕЙМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА, церк. в С.-Петербурге, при партикулярной верфи, построена сначала деревянная Петром Великим, в 1718 году, в возблагодарение Богу за победы, одержанные над шведами в день памяти сего угодника: при Гангуте, 1714, и при Гренгаме, 1720. Она освящена в 1722 году. Потом сооружена каменная в 1779 году. При ней есть придел во имя Великомученицы Екатерины, устроенный первоначально в 1764 году.

СИМЕОНА БОГОПРИИМЦА и АННЫ ПРОРОЧИЦЫ, церк. в С.-Петербурге, на Литейной; построена деревянная в 1712 г. Петром Великим в честь Ангела дочери его, цесаревны Анны Петровны, супруги герцога Голштейн-Готторпского; а каменная воздвигнута в 1733 году и с особенным торжеством освящена, в присутствии императрицы Анны Иоанновны, 27 января 1734; освящение совершали 7 архиереев, 5 архимандритов, 20 протопопов и священников, и 22 Диакона, клиросы состояли из 92 человек придворных и Синодальных певчих. – При сем храме три придела: Ефрема Сирина, устроенный императрицею Анною Иоанновною, в память дня ее рождения, и освященный в 1734 году; Евстафия Плакиды, освященный 16 февраля 1772 года, и Михаила Архангела. В главном алтаре, над престолом, поставлен богатый балдахин, тот самый, под которым несено было тело императрицы Анны к погребению.

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, церк. в С.-Петербурге, в Преображенском полку, с приделами Сергия Радонежского и Климента Папы Римского. Церковь эта и с приделами заложена в 1743 году, по воле императрицы Елисаветы Петровны, в возблагодарение Богу за принятие престола. На сем месте находилась тогда полковая съезжая изба, в которой Преображенский полк первый присягнул на верность государыне императрице – и отсюда она шествовала во дворец, сопровождаемая войсками. Церковь эта, наименованная соборною, освящена 5 августа, 1754 года; но в 1821 сгорела и по повелению императора Николая I, в 1827 году, сооружена вновь.

НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, МОРСКОГО, соб. в С.-Петербурге. Церковь сия начата постройкою, по образцу Астраханского собора, генерал-адмиралом Князем Голицыным по повелению императрицы Елисаветы Петровны, в 1753 году, а кончена и освящена 20 июля, 1762 года в присутствии Екатерины II, которая и наименовала ее собором. Она двуэтажная и имеет престолы: вверху Богоявления Господня, а внизу Николая Чудотворца, с приделами Иоанна Предтечи и Димитрия Митрополита Ростовского; сии нижние престолы освящены раннее верхнего, и именно 5 декабря, 1760 года. В 1770, после знаменитой победы российского флота над турецким, при Чесме, было здесь отправляемо торжественно благодарственное молебствие в присутсвии императрицы Екатерины II; а в 1790 г. императрица пожертвовала сюда пять икон, украшенных золотыми окладами с драгоценными камнями, тех святых, в дни памяти коих были одержаны в ее царствование славные победы над шведским флотом.

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО, церк. в C.-Петербурге, на Воскресенской улице. Построена в 1818 году. Храм этот стилем своей архитектуры есть один из примечательнейших: внешний вид его отличается особенною простотою, а внутреннее расположение подобно древнему пантеону. 24 колонны на гранитных подножиях составляют круг, от коего возвышается легкий каменный свод, имеющий в поперечнике 7 сажен, а над оным прекраснейший купол венчает все здание.

В этой церкви находится чудотворная икона Божией Матери, Всех Скорбящих Радости, украшенная богатою ризою с драгоценными камнями, между коими замечательны два необыкновенной величины яхонта. Икона эта перенесена из Москвы по желанию царевны Наталии Алексеевны в 1711 году и находилась в домовой ее церкви, сооруженной Петром Великим в память заключения мира с Турецкою Портою при Пруте. Есть тут и другие древние ж иконы вероятно из той же церкви царевны Наталии Алексеевны поступившие, в дорогих окладах с каменьями и жемчугом. В алтаре находится серебряная позлащенная дарохранительница, весящая около 30 фунтов – дар императрицы Елисаветы Петровны.

СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, церк. в уездном городе Софии; построена в 1787 году по образцу Константинопольского Софийского собора, на сумму, пожертвованную императрицею Екатериною II.

…Дворцовая церковь в заштатном городе Гатчине, Царскосельского уезда. Здесь хранится часть древа Животворящего Креста Господня и чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Филермской, вывезенная с острова Родоса Великим Магистром Мальтийских Рыцарей Лиль-Адамом, в 1523 году. Тут же находилась и десная рука св. Иоанна Крестителя, которая ныне сохраняется в Петропавловском соборе, в С.-Петербурге. – Эти святыни в продолжение нескольких веков были на острове Мальте, в тамошней соборной церкви; а по завоевании сего острова французами, 1798 г., последний Великий Магистр Ордена, барон Фердинанд Гомпеш, поднес их чрез депутатов в Петергофе императору Павлу I, 1799 года августа 3; а 12 октября того ж года перенесены oни торжественно в здешнюю церковь, где и совершается ежегодно в сей день празднество.

АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО, собор, в Кронштадте, сооружен каменный при Петре Веииком. Здесь, на иконе св. Апостола Андрея, хранится та самая Андреевская лента, которую Петр I получил из рук Головина за взятие в 1703 году шведских судов у деревни Колинкиной; на сей ленте повешен трудов Великого Петра резной из слоновой кости образ св. Андрея.

БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ, церк. в Кронштадте, довольно огромная и замечательная тем, что она построена еще Петром I деревянная и до сих пор находится в совершенной целости. Здесь есть паникадило, выточенное из кости Петром Великим.

КЛИМЕНТА ПАПЫ РИМСКОГО, церк. в Старой Ладоге; построена св. НИФОНТОМ, епископом Новгородским в 1153 г.

* * *


Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - [2], 566, 45 с.

Комментарии для сайта Cackle