СТИХИ́РЫ НА СТИХÓВНЕ

СТИХИ́РЫ НА СТИХÓВНЕ, или «стиховны», представляют второй и заключительный ряд праздничных песнопений на вечерне, который уже поэтому должен быть выше предыдущего ряда – стихир на «Господи, воззвах». Как молитвы вечерни все усиливаются с ходом ее, так и песни. Действительно, С. С. полнее восхваляют празднуемое событие уже тем, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам (приспособленным к празднику), откуда и название их. Впрочем, они называются так и потому еще, что на литии стихиры без стихов. Они господствуют над псалмом (то есть над этими стихами) тем, что открывают свой ряд без псалмического стиха. На многие праздники эти С. восторженнее «воззвахов», например на Пасху, ими служат известные стихиры «Пасха священная», поются на более изысканные гласы (3-й, 5-й, 7-й) и имеют наиболее мелодичные и трогательные напевы («Доме Евфрафов», «Егда от древа»). Потому-то и предписано исполнять их обоими соединенными хорами на середине храма, что для воскресного бдения следует само собою из предыдущего описания (для обыкновенной вечерни это нарочито отмечается – см. 9 гл. Типикона).

С. С. на воскресной вечерне положены в количестве 4-х, большем на одну, чем для всех других праздников, даже двунадесятых, исключая Пасху. Они имеют свои Богородичны, прославляющие воплощение Христа или заключающие моления Богоматери об избавлении от напастей, – без отношения к событию Воскресения, как и догматики, – почему они служат, как и последние, Богородичнами и для праздников святых – полиелейных и бденных; напевы для них полагаются более торжественные, чем для будничных Богородичнов, близкие к напевам догматиков.

Стихами к С. С. служат те же стихи 92-го псалма, из которых составлен вечерний воскресный прокимен, то есть «Господь воцарися...», «Ибо утверди вселенную»..., «Дому твоему». В ряду воскресных С. С. первые из них заметно выделяются из остальных: они однородны по строению и содержанию с первыми тремя стихирами на «Господи, воззвах» и, во всяком случае, древнее прочих стиховных. Эти же последние, называемые стихирами по алфавиту, так как они начинаются по порядку букв алфавита, составляют благодаря этому для всех гласов одно целое, разбитое на 8 отделов. Они длиннее и обстоятельнее первых стихир. Древние рукописи уставов приписывают их святому Иоанну Дамаскину.

Комментарии для сайта Cackle