СТИХИ́РЫ НА «ГÓСПОДИ, ВОЗЗВÁХ»
СТИХИ́РЫ НА «ГÓСПОДИ, ВОЗЗВÁХ». Под именем «Господи, воззвах» разумеются четыре псалма во главе с 140 «Господи, воззвах», 141 «Гласом моим ко Господу воззвах», 129 «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» и 116 «Хвалите Господа вси язы́цы»; эти псалмы входят в состав вечернего богослужения. На псалмах «Г. В.» ветхозаветный песенный материал вечерни постепенно переходит в христианский. К последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, которые и называются С. на «Г. В.». Это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым по слову Христову: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,17).
В воскресенье С. на «Г. В.» бывает 10 «ради совершенства сего числа», по святому Симеону Солунскому. Столько же С. бывает на Вознесение и в вечерни воскресений Великого поста (кроме Вербного). В других случаях 10 С. на «Г. В.» бывает вследствие стечения памятей и обилия материала – так 1 сентября и на Преждеосвященной Литургии. В двунадесятые праздники, исключая связанные всегда с воскресеньем – Ваий и Пятидесятницу, С. на «Г. В.» на 8 и в том числе на Пасху; так же и для великих святых; для меньших 6, а для малых 3.
Обычный состав С. на «Г. В.»: 3 воскресных, 4 других воскресных, называемых «восточны», и 3 из Минеи. Первые 3 С. воскресные обычно приписываются святому Иоанну Дамаскину, однако его авторство ничем не подтверждается. Что означает термин «восточные», относимый к 4-м следующим, с уверенностью сказать нельзя. Греческое слово «анатолика» едва ли может быть переведено, как это делается на полях славянских книг: «Анатолиевы»; притом имя автора в надписании С. всегда выражается родительным падежом, а не притяжательным прилагательным; поэтому, хотя песнописец Анатолий, которому принадлежит ряд С. на некоторые праздники и святым, был, по-видимому, игуменом Студийского монастыря в IX веке, но ни ему, ни тем более патриарху Константинопольскому Анатолию (V в.), при котором не было еще такого рода церковных песен, нельзя приписывать «восточных» С. Это, очевидно, произведения анонимных авторов, названные так, поскольку впервые вошли в богослужение в восточных Иерусалимских уставах и не были известны древним Студийским.
За 7-ю воскресными полагаются 3 С. из Минеи. Это, так сказать, нормальный набор С. на «Г. В.» воскресной вечерни, но вместе с тем едва ли не самый редкий. В большинство воскресных дней года, кроме памятей одного святого, бывает еще какая-либо память: другого святого, праздника, предпразднства, попразднства или отдания. При памяти и одного святого этот устав неприложим, если эта память торжественнее обычной, то есть если святой великий, полиелейный, славословный или шестиричный. Наконец, в воскресенья Триоди вообще не бывает С. Минеи. Все эти случаи предусматриваются Типиконом и на них даются указания. Не предусмотрен только едва ли не самый частый случай – совпадение с воскресением памяти двух святых («малых»), каждый из которых имеет особую службу. В этих случаях следует руководствоваться указаниями или 2-ой гл. Типикона «О святом, имущем бдение в неделю», так как святой с бдением имеет двойное количество С. и тропарей на каноне в сравнении с обычным, или можно руководствоваться уставным указанием на 1 сент., если оно случится в воскресенье, в котором тоже две памяти, хотя не двух святых малых, и обе памяти более торжественные (см. также уставное указание на 7 сент., если оно падает на воскресенье, когда тоже две памяти, но не обе святых). Согласно всем этим указаниям Типикона, на «Г. В.» нужно петь 3 воскресных С., 1 восточну, 3 одному святому и 4 другому. Этот случай предусмотрен, и для него дано такое уставное указание в предисловии («Изъявление вкратце») к Общей Минее, книге, неизвестной в греческой Церкви, позднего происхождения (XVI в.) с еще более поздним предисловием.
На случай, если в церкви нет Минеи, в Октоихе после восточных печатаются для каждой воскресной вечерни 3 С. Пресвятой Богородице, творение Павла Амморрейского, который, может быть, заимствовал их у святого Ефрема Сирина. Это С. покаянного настроения. Глас их только для служб 1 и 5 гласов совпадает с гласом недели; для остальных же служб заменяется другим большей частью параллельным гласом: в службе 2 гласа С. Павла 6 гл., в 3 гл. –7, в 4–8, в 63, в 7–2, в 8–4; это, должно быть, для разнообразия и для полного соответствия с минейными С.. глас которых большей частью не совпадает с воскресными С. Ввиду того же разнообразия и соответствия с минейными, С. Павла, должно быть, имеют и «подобны», то есть исполняются более красивым и сложным напевом, чем обычный гласовый.