СТИХИ́РЫ НА «ХВАЛИ́ТЕ»
СТИХИ́РЫ НА «ХВАЛИ́ТЕ», хвали́тные стихи́ры – стихиры, которые поются на утрени со стихами псалмов (148, 149, 150), называемых «хвалитны», так как в них часто повторяется слово «хвалите». Эти С. не необходимы при хвалитных псалмах, с которых начинается 4-я и последняя часть утрени, так как они вообще входят в состав утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестиричных святых (см. напр., 6 и 24 сент., 16, 18, 19 янв.) и отсутствуя впреди попразднства и субботы за некоторыми исключениями; впрочем X. С. допускаются и на будничной утрени, если их нужно перенести сюда с «Господи, воззвах» по недостатку там места (см. Типикон, понед. 1-й В. поста, утреня). Обычное количество X. С. – 4; и так всегда, даже в великие праздники – Пасху, Рождество Христово (но в Субботу Ваий – 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам.
X. С. под именем «тропарей» упоминаются в описании Синайской утрени VII века и в Ипотипосисе некоторых редакций. В Студийском уставе нормальным количеством X. С. считалось, по-видимому, 6, но в Иерусалимском по древнейшим рукописям – 4.
С. на «X.» воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых воскресными и 4 «восточны».
Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149-го псалма, и кроме того два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Типиконе гл. 3, 4 и др. «воскресными припевами» – те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи...» и «Исповемся, Тебе, Господи» (Пс. 9, 33, 2). Имея для себя специальные праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются. Это схождение делается еще на последнем стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию X. С., особенно «восточны», несколько длиннее и сложнее стихир на «Господи, воззвах» и стиховных. Они нередко обращаются с упреком к иудеям, современникам Христа, хотевшим скрыть Воскресение Спасителя.