КРÉСТ

КРÉСТ – орудие спасительной смерти Господа нашего Иисуса Христа, символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение Небесного и земного, знаменующего собой предвечную тайну основания вселенной. «Как четыре конца К. держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь» (св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»).

«К. – небесных и земных соединение и преисподних попрание» (св. Иоанн Златоуст). К. освящается все сотворенное. Мир христианских символов представляет собой иерархию знаков, «ведущих свое начало от Божественных форм и являющихся их отображениями» (св. Иоанн Дамаскин). Эти знаки – «явление духа и силы» (1Кор. 2, 4). Они обращены ко всему человеческому существу: очищая ум и сердце, укрепляя волю, они подготавливают душу к соединению с Богом. Постижение значения «величайшего символа любви к нам Бога и Отца» (св. Иоанн Златоуст) – Святого К. как основы спасения – глубочайшая цель христианского богословия, ведущего от видимого к невидимому, к той «лествице, по которой начинается возношение мыслию выше чувственного и выше всякого телесного представления, и где человек силою ума своего касается Божественного и мысленного, на небесах» (св. Афанасий Великий). Весь жизненный путь человека есть познание К., и в конце своего пути человек может сказать: «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19–20).

Святая Церковь поклоняется Святому К. – К. в лоне Предвечного Совета, К., на котором свершилось дело спасения мира, и эсхатологическому К., знамению Второго Пришествия. Тайна К. тесно связана и с тайной предвечно существующей Церкви, для которой, по выражению святого Ерма, сотворен весь мир. Церковь зиждется на К., охраняется К. Неразрывная связь Сына Божия с К. пророчески выражалась и «христианами до христианства». На протяжении многих столетий древний мир сохранял малое знание о К. Святой Иустин Философ, обращаясь к язычникам, говорил им о К. как о силе, формообразующей и утверждающей мир. В сочинении V века «На поклонение честному Древу», приписываемом святому Иоанну Златоусту, также указывается на К. как на первообраз всего сотворенного. «К., с его четырьмя концами, означает, что Распятый Бог все вмещает и все пределы объемлет...» «Посмотри на звезды небесные, и каждый день ты усмотришь среди них знамение К., образуемое сочетанием звезд».

Греко-римский мир сохранил знание о смысле К. в мироздании. Богооткровенная мудрость Ветхого Завета учила о спасительном значении К. Эта мудрость должна была раскрыть людям глаза, дать возможность им узнать в Распятом, «презираемом» (Ис. 53, 3), «изъязвленном за грехи наши» (Ис. 53, 5) Того, Кто за «преступления народа» претерпел казнь (Ис. 53, 8) и Кто оправдывает многих (Ис. 53, 12). Апостолы, сопоставляя исторические события, очевидцами и участниками которых они были, с откровениями и пророчествами Священного Писания, говорили: «Бог, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (Деян. 3, 18). Святые отцы, верные апостольской традиции, исследовали и раскрывали сотериологический смысл ветхозаветных пророчеств. Они объяснили, что как силы смерти вошли в человека с вкушением плода древа познания, так и вечная жизнь должна войти в мироздание с древом жизни, ставшим на земле «честным К.». Эта мысль получила позже свое пластическое выражение в некоторых типах К., в которых были объединены идеи Древа жизни и К. Голгофы. Истинный религиозный символ – следствие теургического акта, вытекающего из Богочеловеческой природы Церкви. Он не только изображает и прообразует, но и действенно спасает.

Пример этому – медный змий, сделанный Моисеем на древе по внушению Бога. Каждый, ужаленный ядовитой змеей, взглянув на медного змия, оставался жив. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3, 14). Каждый, с верой взирающий на К., получает спасение и защиту. В христианстве представление о спасительности поклонения К. соотносится с идеей несения К. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми К. свой и следуй за Мной» (Мк. 8, 34). Однако с течением времени идея эта стала пониматься прежде всего как терпеливое перенесение обычных жизненных тягот и скорбей. Единственный путь соединения с Христом – соединение подобием Его смерти. Крещение во Христа Иисуса – Крещение в Его смерть. Апостолы проповедали «Христа Распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1Кор. 1, 23). Ученики Господа учили не столько поклонению К., сколько восхождению на К.: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями: ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6, 6); «если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6, 8). Святые апостолы созидали Церковь, которая должна была пройти через сораспятие Христу, положение во гроб и воскресение из мертвых. Этот процесс, положенный апостолами в основу бытия Церкви, – ее смысл и оправдание. К. и Дух Святой чтутся как силы, возводящие нас к Богопознанию. Святой Василий Великий пишет о Святом Духе как «о силе совершающей, возводящей на самую высоту». В песнопениях праздника Воздвижения К. величается как «Божественная лествица, еюже восходим на Небеса». К. прославляется и как солнце, «блистаниями озаряющее сущих во тьме». К. – источник нетленного света, источник обожения, и поэтому часто и в песнопениях, и в памятниках пластики он соотносится с образом Богородицы – Подательницы Божественного Света. Это Свет входит в душу человека, склоненную пред К. Само Воздвижение есть не только праздник воспоминания исторического события, но и обретения К. в глубинах наших душ, освящение человека как храма Святого Духа силой воздвигнутого Древа жизни. Очищаясь силой К., человек подготавливается к Богообщению. К. «мир привлечен к Твоему, Христе, познанию». Принимая во внимание церковное учение о Святом К., выраженное в богослужении, в иконографии, принимая во внимание опыт святых, мы убеждаемся, что христианское созерцание действительно зрит всю мировую жизнь под схемой К. Все К., все крестовидно – К. лежит в основании всего бытия как истинная форма бытия, уже не внешняя только, но форма организующая. Хотя и чувственно созерцаемый, К., однако, есть сущность умная, умом постигаемая, причем в самой его зримой и осязаемой форме – в перекрещении самом линий – его умопостигаемость является... Существо, которое выражается его видом, не может быть от вражьей силы, не может быть прелестным. В образе К. диавол не может явиться для прельщения. Потому крестное знамение – главное и вернейшее орудие против козней диавольских. К. – всегда сам К., не может быть К. обманного. Он живое существо, разумное, сознательное, духовное, способное слышать наши молитвы и отзываться на них. Ставимый между Честнейшей Херувим и Небесными Силами бесплотными в прошении литии, в отпусте и т. д., Он, следовательно, по чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше Сил Небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей. Церковные песнопения свидетельствуют, что ему, «образу Пресвятыя Троицы», со страхом великим служат сами Ангелы. И вот этому Древу оказывается почитание с трепетом и умилением: «Приидите, поклонимся жизни нашея Ходатаю явленному Древу днесь, Христа Бога нашего К.».

Это горнее существо есть образ и тип всей вселенной, сама Вселенная, созерцаемая взором вечности. Он – зиждущая сила мира, «назнаменательная миру», хранитель миру, путеводитель мира, идея мира – София. В целом и в частях вселенная крестообразна, и крестообразность проникает вселенную во всех направлениях, во всех делениях, во всех смыслах. Крест предшествовал миру и самому времени – в мысли Божией (свящ. П. Флоренский).

Комментарии для сайта Cackle