прот. Александр Мень

Источник

Самаря́нское Пятикни́жие

Самаря́нское Пятикни́жие, древняя *рецензия *Пятикнижия, сохранившаяся в общине самарян.

Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего *Ефрема Самарии (евр. שמרון, шомеро́н), основанной в 9 в. до н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились (см. статью *Разделение царств). Северяне имели собств. традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную религию.

В 721 Северное, Самарийское, царство было уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. его земли были снова присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока. «Господа они чтили, и богам своим они служили», – свидетельствует (4Цар.17:33). После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом.

Около 330 до н.э. самаряне построили собственный храм близ Сихема на горе Гаризим. В конце 2 в. до н.э. хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин.4:9). В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть «Истинный Израиль». В настоящее время самарянская община в Палестине насчитывает около 620 человек.

Самарянское Пятикнижие. Хотя вначале самарянская религия имела черты *синкретизма, к 4 в. до н.э. она освободилась от них. Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, которое, по преданию, принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника (ср. Неем.13:27–31). Уцелевшие древние списки Самарянского Пятикнижия не старше 11 в. н.э. Они написаны особым *алфавитом, генетически связанным с *финикийским алфавитом. Европейские ученые ознакомились с Самарянским Пятикнижием в 1616. Впервые оно было напечатано в Парижской *полиглотте (1645). Исследователи установили, что самарянская рецензия Пятикнижия близка к *Септуагинте и ряду библейских рукописей *Кумрана. Возникновение Самарянского Пятикнижия предположительно относят к 5 в. до н.э., т.е. к *Реставрации эпохе.

По мнению большинства библеистов, значение Самарянского Пятикнижия для *текстуальной критики не столь значительно, поскольку 6 тыс. разночтений, которые отличают его от *масоретского текста, появились довольно поздно. Многие из них носят характер гармонизации, сглаживания противоречий, продиктованы догматическими и конфессиональными соображениями. Так, слово Элохим часто заменяется словом Эль, чтобы избежать даже намека на множественность богов (см. статью *Имена Божии).

Другой пример: в (Быт.48:16) слово «ангел» (евр. מלאך, малеах) заменено близким по написанию (евр. מלך, ме́лех) словом «царь». Вопрос о том, когда именно были внесены эти изменения и на какой *рукописной традиции основано Самарянское Пятикнижие, остается пока открытым. Существуют арамейские *таргумы и греческие переводы Самарянского Пятикнижия.

Признавая из всей Библии только Пятикнижие, самаряне отрицали те аспекты ветхозаветного богословия, которые были раскрыты в других книгах *канона. Впрочем, у них была вера в Мессию, Которого они называли Тахеб (Восстановитель). Именно Его имела в виду самарянка в беседе со Христом Спасителем (Ин.4:25). Первые самаряне, принявшие христианство, были обращены диаконом Филиппом (Деян.8:5 сл.). По мнению ряда историков (например, *Поснова), самарянство стало одним из источников гностицизма.

● Архим.*Антонин (Капустин), Доктор Сепп А. (из современного состояния Самарянской Общины на Востоке), ТКДА, 1875, №10; Вильскер Л.Х., Самаритянский язык, М.,1974; Винников И.Н., Самарянское Пятикнижие и устная палестинская традиция, ПСб.,1966, №15 (78); Елисеев А.В., Самаритяне и их Пятокнижие, РП, 1888, №18; *Рыбинский В.П., Самаряне, К.,1913 (там же приведена обширная библиография); Würthwein E., Der Text des Alten Testaments, Stuttg., 1952 (англ. пер.: The Text of the Old Testament, N.Y.,1957); прочую иностранную библиографию см. в ODCC, p.1231.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle