Савонаро́ла
Савонаро́ла (Savonarola) Джироламо, иеромонах (1452–1498), итальянский католический проповедник, богослов и общественный деятель. Родился в аристократической семье. Отец Савонаролы, известный ученый, готовил его к медицинской карьере и дал ему прекрасное образование. Однако юноша тайно покинул дом и вступил в орден доминиканцев (1475). В Болонском монастыре он изучал схоластическую философию, Библию и написал свои первые стихи. Там же проявился его великий проповеднический дар. По благословению монастырского начальства он проповедовал в различных городах Италии. Моральный упадок общества побудил Савонаролу вступить в борьбу за духовное возрождение страны.
Из его книг «Об истине пророчества» и «Об откровениях» явствует, что Савонарола осознал себя преемником ветхозаветных *пророков, призванным возвестить волю Божью народу. В своих проповедях, толкуя Библию, он предсказывал великие бедствия родине, если она не вступит на путь покаяния.
Воздействие речей Савонаролы было огромным. Среди его почитателей были многие знаменитые современники: прп.*Максим Грек, *Микеланджело, *Пико делла Мирандола, С.Боттичелли. Поселившись в 1490 во Флоренции, Савонарола открыто объявил свою программу нравственного обновления Церкви. Он находил в Писании прямые указания на неизбежность исторического возмездия, если духовенство и народ не покаются. Деятельность Савонаролы способствовала падению диктатуры дома Медичи и образованию республики, духовным главой которой оказался проповедник (хотя сам он сторонился политики). Римская курия, находившаяся при папе Александре VI Борджиа в самом плачевном состоянии, отнеслась к Савонароле как к опасному мятежнику. Против него были приняты суровые меры. Но никакие запрещения не могли остановить пророчествующего монаха. В конце концов против Савонаролы была использована партия его политических противников во Флоренции. Монастырь св. Марка, где он был настоятелем, взяли штурмом. Савонаролу и его приверженцев арестовали. В тюрьме он написал свои вдохновенные толкования на псалмы. После пыток и суда пророк свободы был обвинен в ереси и казнен.
Труды Савонаролы, в частности проповеди на тексты Писания, были тесно привязаны к конкретным событиям современной ему Италии; они являются ярким примером актуализации Писания с помощью *аккомодического толкования Библии. Ряд позднейших историков обвинял его в фанатизме, в ненависти к гуманистической культуре. Но эти упреки неосновательны. Савонарола ценил искусство, сам писал стихи; он лишь протестовал против разврата и роскоши. «Если бы в 15 веке, – писал П.Виллари, – прислушались к голосу Савонаролы, Реформация не сделалась бы явлением необходимым, равно и религия не очутилась бы в разладе с разумом и свободой». Примечательно, что последующие папы, рассмотрев его сочинения, не нашли в них ничего еретического, а некоторые папы склонны были считать его святым.
♦ Письма и речи Савонаролы, в приложении к рус. пер. книги Виллари П. (см. ниже); Об искусстве хорошо умирать, «Вестник РХД», 1981, №135; перечень изд. см. в ODCC, p.1239.
● Архим. Амвросий (Погодин), Фра Иероним Савонарола, «Вестник РХД», 1981, №135; Виллари П., Джироламо Савонарола и его время, СПб.,1913; Дунаев Б.И., Соч. Савонаролы и Максима Грека, «Древности», М.,1907, т.4, вып.1, Протоколы; *Иванов А.И., Максим Грек и Савонарола, БТ, 1974, сб.12; Иероним Савонарола, реформатор Флорентийский, ПО, 1860, т.ІІІ, №12; Осокин Н.А., С. и Флоренция, Каз.,1865; Херманн Х., Савонарола Еретик из Сан-Марко, пер. с нем., М.,1982; Шеллер А.К. (Михайлов), Савонарола, его жизнь и общественная деятельность, СПб., 1893; ЭСБЕ, т.28а; иностранную библиографию см. в указанных трудах.