прот. Александр Мень

Источник

Сабатье́

Сабатье́ (Sabatier) Огюст (1839–1901), французский протестантский богослов и библеист либерального направления, оказавший влияние на католический *«модернизм». Учился в Тюбингене и Гейдельберге. Был профессором богословия в Страсбургском и Парижском университетах.

В своих исследованиях «Иисус Назарянин» («Jésus de Nazareth», Toulouse, 1867), «Апостол Павел» («L’Apôtre Paul», Strasbourg, 1870) и других работах развивал концепцию «критического символизма», основанную на учении *Шлейермахера и *Ричля. Согласно Сабатье, все религии, в т.ч. и христианство, имеют тенденцию удаляться от своих подлинных истоков, которыми являются внутренний опыт, личное благочестие. Богословская мысль вырастает из этих истоков, а затем сменяется застывшим догматизмом. Необходимо поэтому постоянно искать возврата к живым основам веры, к «религии духа», провозвестником которой явился Христос. Сабатье видел в Нем лишь Человека, достигшего полноты сознания Богосыновства. Приобщение к Его опыту и есть истинное христианство.

Сабатье признавал ценность богословских понятий, но лишь как *символов, не претендующих на «объективную точность».

Опираясь, как и Ричль, на гносеологию неокантианства, Сабатье считал символ связующим звеном между реальностью и мыслью. «Идея символа, – писал он, – соотносительна идее тайны». Символы не статичны: они развиваются и меняются вместе с культурой. Библейская критика нужна для того, чтобы понять эволюцию символов и освободиться от тех, что утратили свою жизненность. Впрочем, здесь Сабатье допускал исключения. «Есть символы, – признавал он, – например, Отца Небесного, Царства Божия, нового рождения, нисхождения Святого Духа, – настолько тесно связанные с нашей религиозной жизнью, с ее зарождением, возрастанием или угасанием, что нельзя допустить их исчезновения». Этот пункт выявлял одно из главных противоречий доктрины Сабатье, ибо он не мог объяснить, почему, сохраняя одни символы, следует отказаться от других, не менее важных, таких, например, как отвергнутый им догмат о Богочеловечестве.

♦ Jésus de Nazareth. Le drame de sa vie. La grandeur de sa personne, Toulouse, 1867; Le canon du Nouveau Testament, P.,1877; Mémoire sur la notion hébraïque de l’esprit, P.,1879; De l’ordre des livres canoniques dans l’Ancient Testament, Alençon, 1887; Les origines littéraires et la composition de l’Apocalypse de saint Jean, P.,1888; Esquisse d’une philosophie de la religion, P.,1897; Les religions d’autorité et la religion de l’esprit, P.,1904; в русском переводе: Критическая теория религиозного познания, в книге: Цельное знание, сб.1, Пг.,1915.

Бутру Э., Наука и религия в современной философии, М.,1910; Керенский В.А., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз.,1903; LTK, Bd.9; NCE, v.12, p.776; ODCC, p.1216.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle