Ру́сская библе́йско-истори́ческая шко́ла
Ру́сская библе́йско-истори́ческая шко́ла, направление в русской православной библейской науке, которое строит свои исследования с учетом выводов *новой исагогики.
Русская библейско-историческая школа возникла в 1-й четверти 19 в.; основоположником ее считается протоиерей *Павский. Однако его начинания не смогли сразу получить развитие, поскольку в то время над библейской наукой «сильнее всего тяготела рука духовной цензуры» (Г.П.Федотов). В середине 19 в. подавляющее большинство православных (как и католических) экзегетов все еще считало своим долгом отстаивать позиции *старой исагогики. Традицию Павского возродили на рубеже 19–20 вв. *Трубецкой, академик Тураев, профессор МДА *Андреев. В той или иной степени эту традицию поддерживали архиепископ*Филарет (Филаретов), протоиерей*Булгаков, *Дроздов, *Жданов, *Ельчанинов, протоиерей*Петровский и другие. Они намного опередили католических библеистов, которые до 40-х гг. 20 в. отождествляли новую исагогику с *отрицательной критикой.
В 1936 русский богослов *Сове в своих тезисах, представленных на I Конгресс православных богословов в Афинах, сделал первую попытку вынести вопрос о новых принципах библеистики на общецерковное обсуждение. Его поддержали и некоторые представители Элладской Православной Церкви (*Beллас и другие). Развернутую аргументацию в пользу необходимости рецепции данных новой исагогики предпринял *Карташев в своей актовой речи 13 февраля 1944 в Свято-Сергиевской Духовной академии в Париже (речь была напечатана отдельной книгой в 1947). После Второй мировой войны традицию Русской библейско-исторической школы развивали в том же направлении епископ*Кассиан (Безобразов) и особенно ректор Парижской Духовной академии протопресвитер*Князев.
Представители Русской библейско-исторической школы с самого начала исходили из мысли, что догматическое значение, *боговдохновенность и каноничность священных книг не зависят от решения чисто научных вопросов об их датировке и *авторстве; и поэтому нет необходимости абсолютизировать старую исагогику, рассматривая ее взгляды как непреложную вероучительную истину. Русская библейско-историческая школа уделяет большое внимание историческому, земному аспекту Писания, но в то же время она свободна от крайностей протестантской библеистики, которая нередко выдвигала на первое место литературно-историческую критику в ущерб духовному истолкованию Слова Божьего.
● Дроздов Н.М., В защиту свободного научного исследования в области библиологии, ТКДА, 1902, №10,11; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; прот. Мень А., Опыт изложения ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейской исторической школы и новейших исследований, Загорск, 1983 (ркп); *Сове Б.И., Тезисы по Священному писанию Ветхого Завета, «Путь», 1936, №52; Федотов Г.П., Православие и историческая критика, «Путь», 1932, №33.