Ру́кописи
Ру́кописи библейские. До эпохи книгопечатания Библия распространялась в виде рукописных списков (манускриптов). Они имели две формы: *свитков и *кодексов. С 5 в. н.э. появились Иллюстрированные издания Библии. Манускрипты писались на папирусе, пергаменте, коже и бумаге. Библейские Рукописи делят на четыре категории: 1) папирусные Рукописи, 2) *унциалы, 3) *минускулы и 4) *лекционарии. Полного каталога библейских Рукописей еще не существует; число их весьма значительно и намного превосходит число рукописей других книг древнего времени. Если сохранилось лишь 110 списков Гомера, oколо 100 Вергилия и Софокла, 50 Эсхила, 11 Платона, то только новозаветных Рукописей имеется более 5300 экземпляров (полностью или в фрагментах). Особое значение имеют библейские Рукописи дохристианского периода и первых вв. н.э., поскольку они помогают работе *текстуальной критики. Все зарегистрированные Рукописи имеют особые названия и условные обозначения.
Дохристианские библейские Рукописи сохранились в небольшом числе. К ним относятся папирусные фрагменты из Книги пророка Иеремии (3 в. до н.э.) и папирус *Нэша (2 в. н.э.) с текстом *Декалога из Втор. (оба фрагмента на еврейском языке). Основные ветхозаветные еврейские тексты дохристианского времени найдены в *Кумране. Они содержат – полностью или частично – экземпляры всех книг Ветхого Завета (кроме Есф.). Их условное обозначение – Q. От греч. перевода Ветхого Завета уцелели папирусные манускрипты, датируемые 21 вв. до н.э. (условное обозначение О).
Новозаветные папирусы. К настоящему времени библейская наука зарегистрировала 86 папирусов (главным образом из Египта) с фрагментами Нового Завета. В *папирологии они обозначаются латинской буквой Р и индексным номером. Фрагменты охватывают около 40% всего НЗ и содержат отрывки из 20 книг. Отметим лишь наиболее важные.
а) Р52 – папирус *Райленда, самый древний (около120–130).
б) Р46 – кодекс, включающий послания апостола Павла в следующем порядке: Рим., Евр., 1–2 Кор., Еф., Гал., Флп., Кол., 1 Фес. Первоначальный размер – 27*16 см. Датируется временем около 200. Находится в Дублинской библиотеке *Честера Битти (30 листов), в Мичиганском университете (30 листов) и в ряде частных коллекций. Р46 опубликован Ф.*Кеньоном (1933–1934) и Гансом Гарстингером (1933).
в) Р66, или «папирус Бодмер II». Кодекс содержит 1–14 главы Ин. и фрагменты из 15–21 глав. Первоначально имел около 146 листов (сохранилось около 108). Датируется временем около 200. Найден в библиотекеке монастыря св. Екатерины на Синае, приобретен Мартином Бодмером (см. статью *Бодмера папирусы); опубликован В.Мартэном (1956–1958).
г) Р47 – кодекс, содержащий фрагменты (Откр.9–17:2) на 10 листах форматом 23*13 см. Датируется около 270. Находится в Дублинской библиотеке Честера Битти. Опубликован Ф.Кеньоном (1934–1936).
д) Р72 – кодекс, содержащий 1–2 Петр. и Иуд. Датируется 3–4 вв. Хранится в Женевской библиотеке М. Бодмера. Опубликован М.Тестузом (1959).
е) Р75 – кодекс, содержащий большую часть Лк. и Ин. Датируется около 220–230. Находится в Женевской библиотеке М.Бодмера. Опубликован В.Мартэном (1961). Особое значение этого папируса заключается в том, что он подтверждает древность Ватиканского кодекса (см. ниже).
Новозаветные папирусы свидетельствуют о том, что в христианском Египте первых веков уже существовало несколько *рукописных традиций.
Унциальные библейские Рукописи, пергаментные кодексы 4–9 вв. В настоящее время их зарегистрировано 269. Обозначаются арабскими цифрами, перед которыми ставится 0. Ниже перечислены лишь важнейшие унциалы.
а) Синайский греческий кодекс условно обозначается еврейской буквой алеф, или знаком 01. Датируется 4 в. Ветхий Завет занимает 199 листов, а Новый Завет – 148. Основная часть манускрипта находится в Британском музее, 43 листа в библиотеке Лейпцигского университета и фрагмент в Ленинграде. Размер страниц 38*32 см. Прозаические разделы написаны в 4 колонки, поэтические -– в 2. В каждой колонке по 48 строк. Установлено, что рукопись была выполнена тремя писцами и на протяжении 4–12 вв. в нее вносили исправления 9 корректоров. Кроме канонических книг, 01 включает *Варнавы послание и «Пастырь» Гермы. В Мк. опущен эпилог (16:9 сл.); в Ин. опущена *перикопа (Ин.7:52–8:11), a в Рим *доксология (Рим.14:24–26) помещена после (Рим.16:23). Рукопись была найдена еп.*Порфирием (Успенским) в монастыре св. Екатерины на Синае; датирована *Тишендорфом, который добился передачи кодекса России и издал его (1862). В 1933 кодекс был продан Британскому музею.
б) Александрийский греческий кодекс (условное обозначение А, или 02) датируется началом 5 в. Содержит, кроме собственно библейского текста, апокрифические Псалмы Соломона и 1–2 послания свт.*Климента Римского. Часть текста Мф., Ин. и 1 Кор. утрачена. В кодексе 630 с. Ветхий Завет записан, вероятно, двумя писцами, а 143 с. Нового Завета – тремя писцами. Формат кодекса 31*24 см. В 1627 кодекс был подарен Константинопольским патриархом английскому королю Карлу I и впоследствии помещен в Британский музей.
в) Ватиканский греческий кодекс (условное обозначение В, или 03). Кодекс датируется началом 4 в. Содержит полный текст Библии, кроме неканонической молитвы Манассии и Маккавейских книг. Сохранилось 759 листов из 820. Формат 25*24 см. Каждая страница поэтических книг Ветхого Завета имеет 2 столбца по 4044 строки, остальной текст записан в 3 столбца. Рукопись Нового Завета изготовили два писца. Происхождение кодекса неизвестно. Первые сведения о 03 относятся к 1475, когда составлялся каталог библиотеки Ватикана, где 03 находится и поныне.
г) Кодекс *Безы (Д, или 05) – рукопись 5–6 вв., хотя некоторые текстологи относят ее к 4 в. Содержит греческое Четвероевангелие в сопровождении латинской версии в следующем порядке: Мф., Ин., Лк., Мк., а также Деяния на греческом и латинском языках. Перед текстом Деяний сохранился конец 3 Ин. Рукопись содержала около 520 листов форматом 24*19 см, из которых уцелело 406. Греческий и латинский тексты расположены параллельно на одной странице. Д – единственная известная греческая рукопись, содержащая западный вариант текста Евангелий и Деяний (см. статью *Семейства текстов библейских). Точное место, где был изготовлен кодекс, неизвестно (скорее всего в Западной Европе). Хранилась рукопись в Лионском монастыре свт.*Иринея. В 1546 ею пользовались члены *Тридентского собора. Затем владельцем ее стал Беза, который в 1581 передал ее в дар Кембриджскому университету.
Минускулы 9–18 вв.
Лекционарии 3–17 вв.
Рукописи *переводов Библии на древние языки.
Кроме указанных типов Рукописей, текстологи используют цитаты из Священного Писания, приведенные в творениях отцов Церкви и их современников (см. статью *Святоотеческая экзегеза). Нередко эти цитаты заимствованы из утраченных древних библейских Рукописей.
● Иером.*Алексий (Виноградов), История Английско-Американской Библии, ч.1–3, СПб.,1889–1891; Богословский М., К истории новозаветного текста, ЧОЛДП, 1876, №1–4,7,9,11, 1877, №2,6,10–12; *Вигуру Ф., Руководство..., пер. с франц., М.,19162, т.1 ; свящ.*Воронцов Е., Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт, Серг.Пос., 1909; Дойель Л., Завещанное временем, М.,1980; Древние еврейские рукописи по части ассириологии, ЧОЛДП, 1881, №9; прот.*Елеонский Н.Е., Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста, ЧОЛДП, 1873, №8, 1874, №9; *Иванов А.И., О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности, ЖМП, 1959, №8; его же, Текстуальные памятники священных новозаветных писаний, БТ, 1960, сб.1; *Козаржевский А.Ч., Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы, М.,1985; архим. Михаил, О тексте Синайской рукописи Библии, ПТО, 1863, № 2; [*Pождественский А.П.] Библия, ПБЭ, т.2, с.473–554; *Хвольсон Д.А., История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собой, ХЧ, 1874, т.I-II; *Юнгеров П.А., Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги, Каз.,1902; British Museum. The Codex Sinaiticus and the Codex Alexandrinus, L.,1955; Finegan J., Encountering New Testament Manuscripts, Grand Rapids (Mich.), 1974; *Кеnyоn F., Our Bible and Ancient Manuscripts, L.,1958; Sаlmоn V., The Fourth Gospel, Collegeville (Minn.), 1976; Würthwein E., Der Text des Alten Testaments, Stuttg.,1952 (англ. пер.: The Text of the Old Testament, N.Y.,1957); прочую иностранную библиографию см. в JBC, v.2, р.561–586, и в статьях: *Исагогика; *Текстуальная критика библейская.