Чарлз
Чарлз (Charles) Роберт Генри (1855–1931), англиканский библеист. Образование получил в Белфасте и Дублине. Был пастором в Лондоне. Преподавал греческий язык в Оксфорде и Дублине. С 1913 каноник, а с 1919 архидиакон Вестминстерский. Член Британской Академии.
С 90-х гг. Чарлз работал над своей главной книгой «Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета» («Тhе Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament»), которая вышла в Оксфорде в 1913 в 2 томах и затем неоднократно переиздавалась. Этот труд (около 2 тыс. страниц) содержит английский перевод *неканонических книг и *апокрифов Ветхого Завета (в протестантской терминологии – апокрифов и псевдоэпиграфов). Кроме общих введений к обоим томам, каждой книге предпослана вводная статья, где подробно рассматривается *датировка книги, ее текстуальная сохранность, ее учение и роль, которую книга играла в духовной жизни *междузаветного периода. Переводы снабжены филологическими примечаниями и библиографией.
Другая крупная работа Чарлза – «Исследования Апокалипсиса» («Studies in the Аросalурsе», Edin.,1913). К ней примыкает «Критическое и экзегетическое толкование на Откровение св. Иоанна» («А Critical and Exegetical Commentary on the Revelation of St. John», Edin.,1920, vol.1–2). Чарлз приписывает Откр. «пророку Иоанну», галилеянину родом, ученику *Иоанна Пресвитера (бывшего, по мнению Чарлза, автором 4-го Евангелия).
Чарлз считает достоверными сказания о том, что Иоанн Зеведеев принял мученическую смерть до 70-го, тогда как Откр. (по свидетельству свт.*Иринея) относится к 90-м гг. В книге дан филологический анализ текста и отмечен уникальный язык Откр., автор которого писал на греческом языке, а думал на еврейском. *Символы библейские Откр. Чарлз тесно связывает с символикой Дан. и апокрифической *апокалиптической литературы. Особенности композиции Откр. Чарлз объясняет тем, что после смерти «пророка Иоанна» текст был неправильно скомпонован его учеником. В исследование включен очерк истории толкования Апокалипсиса христианскими экзегетами, начиная с древних времен. Для Чарлза Откр. – это не просто памятник прошлого. Он называет его «современной книгой». Имея в виду Первую мировую войну, Чарлз пишет, что закончил свой труд вскоре «после разрушения величайшего заговора силы против права, какой только был в мировой истории, и в то же время после величайшего исполнения пророчеств Апокалипсиса».
♦ Religious development bеtween the Old and New Testament, L.-N.Y.,1914; А Critical and Exegetical Commentary on the Book of Daniel, Oxf. (Eng.), 1929.
● «Путь», 1930, №21; ODCC, р.271.