Чайлдз
Чайлдз (Childs) Бревард (1923–2007), американский протестантский библеист. Учился в университетах Принстона, Гейдельберга и Базеля. Доктор богословия. Преподавал в миссионерской семинарии Плимута. Профессор по кафедре Священного Писания в Йельской богословской школе. В работе «Библейское богословие в кризисе» («Biblical Theology in Crisis», Phil.,1970) Чайлдз выступил против того рода *богословия библейского, которое оказалось в плену *историко-литературной критики. Анализируя текст Писания, выявляя в нем различные *источники, многие западные экзегеты сосредоточились на отдельных традициях, отраженных в этих источниках. Это привело к утрированной плюрализации Писания и к злоупотреблению гипотезами. Между тем был забыт факт, что Писание есть книга Церкви, что следует иметь в виду не только предысторию священных книг, а всю Библию в целостном контексте ее *канона.
Свой метод Чайлдз назвал *«каноническим» методом экзегезы. Этот метод не отвергает историко-литературной критики и богословского плюрализма в Писании; но он стремится к богословскому осмыслению священных книг в том виде, как они были приняты в канон. Редакционная работа составителей библейских книг имеет, согласно Чайлдзу, исключительно важное значение. Она помогает экзегетике понять, что именно было кодифицировано Церковью как Слово Божие. Книги Библии и отдельные традиции внутри книг, взятые изолированно, не могут дать представления о целостном библейском учении. Согласно Чайлдзу, эти книги и традиции дополняют друг друга. Так, грозное пророчество пророка Наума о Ниневии дополняется *универсализмом Книги пророка Ионы, а пессимизм основной части Еккл. дополняется его эпилогом, принадлежащим другому автору.
Труды Чайлдза вызвали оживленную полемику. Многие библеисты приняли его метод, но некоторые ставят перед сторонниками «канонического» метода ряд вопросов, связанных с границами канона (на какой канон следует ориентироваться: на Ямнийский, принятый протестантами, или на Александрийский, принятый православными и католиками?).
♦ The Book of Exodus: a Critical Theological Commentary, Phil.,1974; Introduction to the Old Testament us Scripture, Phil.,1979; Childs Versus Barr, «Interpretation», 1984, №38 (1); The New Testament as Canon, Phil.,1985; Old Testament in a Canonical Context, Phil.,1986.
● Barton J., Reading the Old Testament, Phil.,1984; Sanders J.A., Torah and Canon, Phil.,1972.