Ричль
Ричль (Ritschl) Альбрехт (1822–1889), немецкий протестантский экзегет и богослов, основоположник одного из главных направлений *либерально-протестантской школы экзегезы. Родился в семье лютеранского пастора, впоследствии епископа. Учился в Боннском и Галльском университетах. Одно время был близок к ортодоксии *Толука, затем увлекся концепциями *тюбингенской школы. Однако от тюбингенцев Ричля оттолкнул спекулятивный характер их теологии и историософии. Сам Ричль был «человеком с практическим складом, неспособный к метафизическим отвлечениям» (В.Керенский). Поэтому он перешел к поискам новой религиозной гносеологии.
Путеводителями для Ричля стали И.Кант и *Шлейермахер. Отправляясь от их воззрений, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. «Только познание из опыта, – утверждал он, – возвышается к действительности». Этот принцип наметился уже в его ранней работе «Как учит Новый Завет о нашем Богопознании» (1843). Тогда же обнаружилась тенденция Ричля резко противопоставлять Новый Завет Ветхому (истинный Бог явлен только в Новом Завете, точнее, в личности Христа). Согласно Ричлю, мы не в состоянии проникнуть в тайну Бога естественными средствами разума, но можем познать Его через Иисуса Назарянина.
В отличие от старых рационалистов Ричль придавал большее значение Самому Христу, чем Его учению. Свою *христологию Ричль формулировал следующим образом: «Доктрина о том, что в Иисусе Бог стал человеком, имеет целью привлечь наше внимание к Нему. Из этого, впрочем, не следует, что мы все, чтобы стать христианами, обязаны верить в Иисуса как Бога. Напротив, мы должны видеть в Нем человека, Который действовал на других так, что они признали в Нем вочеловечившегося Бога». Божественность Христа проявилась, в частности, в том, что Он принес людям Весть о Царстве Божьем (Ричль понимает это Царство как духовно- нравственный идеал жизни на земле). Отрицая догмат Богочеловечества в его традиционной форме, Ричль тем не менее пишет о Христе: «Благодаря тому, что Он сделал и претерпел ради моего спасения, Он мой Господь, и я почитаю Его как Бога».
Полемизируя с крайностями тюбингенцев, Ричль постепенно отходит от экзегетики и с 50-х гг. переходит к чисто богословской проблематике. Он занимает кафедру теологии в Бонне (1852–1864), а затем в Геттингене (с 1864), где и остается до конца своих дней. Несмотря на противоречия в его концепциях, которые вызывали критику как справа (*Хенгстенберг, *Лютард и др.), так и слева (*Пфляйдерер и др.), ричлианство привлекает многих последователей из среды протестантов. Наиболее известные среди них: *Гарнак (зять Ричля), *Шюрер, *Сабатье, Вильгельм Геррманн (1846–1922), Эрнст Трельч (1865–1923) и другие (см. их статьи в сборнике: «Христианство в освещении протестантских теологов», СПб.,1914). Отмечают две причины этого успеха Ричля. Во-первых, он опирался на агностическую гносеологию модного в тот период неокантианства, а во-вторых, многим казалось, что Ричль освободил христианство от всего, ему чуждого (в частности, от Ветхого Завета и догматической онтологии), и тем самым сделал его неуязвимым для нападок «новейшего знания».
Однако после Первой мировой войны ричлианство стало терять свою популярность. Против него выступили не только православные и католики, но и видные протестанты (например, *Барт). В конечном счете Ричль не мог удовлетворить ни рационалистов, ни церковно мыслящих богословов. Для первых был неприемлем его абсолютный субъективизм, а для вторых – его разрыв с догматическим Преданием Церкви. Хотя Ричль защищал Новый Завет от *гиперкритицизма тюбингенских экзегетов, он фактически разрушал веру в объективный смысл евангельского провозвестия. Делая упор на «чувстве» и «внутреннем опыте», он недооценивал значение соборного опыта Церкви и разума, который призван осмыслять всякий опыт, в том числе и опыт веры.
♦ Das Evangelium Marcions und das kanonische Evangelium des Lukas, Tüb.,1846; Die christliche Lehre, Bd.1–3, Bonn, 1870–1874; Theologie und Metaphysik, Bonn, 1881.
● Прот.*Буткевич Т., Учение Л.Э.Раувенгофа, Фойгта и Ричля о религии, ВиР, 1903, №17; Бутру Э., Ричль и радикальный дуализм, в его книге: Наука и религия в современной философии, пер. с франц., М.,1910, ч.2; Ильинский В.П., Новое направление в немецком богословии, ПО, 1889, №11/12; Керенский В.А., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз.,1903; Павлович А.Л., Движение богословской мысли в современной Германии, ХЧ, 1897, №1; *Покровский А.И., Протестантизм в XIX в., в книге: История христианской Церкви в XIX в., СПб.,1900, т.1; Neufeld K., Albrecht Ritschl, in: Klassiker der Theologie, Münch., 1983, Bd.2, S.208–220; прочую иностранную Библиографию см. в NCE, v.12, p.522; ODCC, р.1189; RGG, Bd.5, S.1114.