прот. Александр Мень

Источник

Ри́чардсон

Ри́чардсон (Richаrdson) Алан (1905–1975), английский богослов и библеист. Высшее образование получил в Ливерпульском университете. Рукоположен в 1929. Преподавал в Оксфорде; был капелланом Ливерпульского собора, состоял секретарем Студенческого христианского движения в Ливерпульском университете; с 1949 читал лекции в Ньюхейвенской Духовной семинарии (США). В 1953–1964 был профессором христианского богословия в Ноттингенском университете. С 1964 – декан Йоркский. Под его редакцией вышли «Богословский словарь библейских понятий» («А Theological Word Book of the Bible», L.,1950) и «Словарь христианского богословия» («А Dictionary of Christian Theology», L.,1969), в которых ему принадлежит большое число статей.

Ряд работ Ричардсона посвящен соотношению *науки и Библии, а также библейской историографии. Ричардсон полемизировал с представителями тех течений, которые пытались подменить *историзм Священного Писания экзистенциальным, субъективистским подходом. В одной из своих главных работ, «Введение в новозаветное богословие» («Аn Introduction to the Theology of the New Testament», L.,1957), он подчеркивал непрерывность божественного *Откровения, обусловившего *единство Библии. Основы веры и богословия Нового Завета не созданы ранними общинами, как считают критики *«истории форм» школы; Ричардсону представляется невероятным, чтобы духовный импульс такого масштаба родился в анонимной среде. Самое естественное возводить евангельское учение непосредственно к Самому Христу. Еще Ветхий Завет проникнут сознанием того, что вера не добывается размышлением, а даруется в Откровении Бога. Когда древний Израиль нарушил Завет, пророки объявили, что он будет продолжать осуществляться в избранном *«остатке». Этот остаток стал звеном, соединяющим два Завета. Тайна *Церкви как Нового Израиля вытекает из самого служения и проповеди Христа. Поэтому неверно считать, что Церковь не входила в Его замысел, а была вторичным, более поздним образованием. По существу никогда не было «учения Христова», а было провозглашение Христа о Себе как явлении Слова Божьего. В Нем Бог не просто обращается к людям, но и соединяет принявших Его Слово. «Христос, – пишет Ричардсон, – не столько “Основатель” Церкви, сколько Сам есть Церковь, ибо она не союз единомышленников, а совокупность тех, кто оказался включенным в Его Личность». Отсюда центральное значение Евхаристии для Церкви, объединяющей ее членов во Христе.

♦ The Miracle Stories of the Gospel, L.,1941; Preface to Bible-Study, L.,1943; The Bible in the Age of Science, L.,1961; The Rise of Modern Biblical Scholarship, in: S.L.Greenslade (ed.), The Cambridge History of the Bible, Camb. (Eng.), 1963; History Sacred and Profane, L.,1964.

● *Наrrington W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle