Ритуа́льно-истори́ческая шко́ла
Ритуа́льно-истори́ческая шко́ла, общее название для тех направлений в библеистике, которые считают культ главной средой, где формировалось и хранилось библейское *Предание.
Представители скандинавской ветви Ритуально-исторической школы (*Педерсен, *Мовинкель и др.) утверждали, что ведущую роль в формировании библейской традиции играла устная *передача Слова Божьего. Они связывали ее с новогодними и другими *праздниками, когда служители алтаря и пророки повторяли перед народом священные заповеди и формулы. Экзегеты *«истории форм» школы (*Бультман и др.), изучая *«жизненный контекст» Евангелий, указывали на их богослужебное происхождение. Исследователи Ветхого Завета не раз высказывали предположение, что различные *источники *Пятикнижия обязаны своим происхождением различным святилищам, вокруг которых группировались носители Предания.
Ритуально-историческая школа черпала свои аргументы из выводов *сравнительно-религиозного изучения Библии, которые показали огромную роль неписаной традиции в религиях мира. Однако у Ритуально-исторической школы есть и слабые места. Ее сторонники, утверждая первичность культа по отношению к Библии, игнорировали подлинные истоки самого библейского богослужения. Оно было источником сказаний Библии, ибо именно сами эти сказания, отражавшие реальные события, лежали в основе культа. В частности, Евангелия могли быть созданы из текстов, которые повторялись на евхаристических трапезах, но, в свою очередь, Евхаристия основывалась на событиях евангельской истории. Кроме того, Ритуально-историческая школа неоправданно снижает роль письменных источников как таковых. «Богослужение, – замечает *Райт, – передает, преломляет и объединяет историческое предание для литургических целей в жизни Общины; но, несомненно, нельзя допустить, будто предание даже во всех его письменных формах родилось из обрядов культа и было создано священниками, совершавшими богослужение».
● Свящ. Флоренский П., Из богословского наследия, БХ 1977, c6.17; Вrinker R., The Influence of Sanctuariеs in Early Israel, Manchester, 1946; *Кraus H.J., Worship in Israel, Oxf. (Eng.), 1966; Robertsоn Е., The Old Testament Problem, Manchester, 1950; см. статью *Смит У.Р.