Ри́сенфельд
Ри́сенфельд (Riesenfeld) Харальд (1913–2008), шведский протестантский библеист. Окончил Упсальский университет, где c 1953 по 1979 был профессором библейской экзегезы. Значительное место в его трудах занимают филологические и семантические исследования Нового Завета. Согласно Рисенфельду, научное исследование Нового Завета должно стремиться к наиболее точному и адекватному пониманию текста: задача же Церкви – проложить мост между исследованием и современной христианской жизнью.
На Оксфордской конференции 1957 он выступил с докладом «Евангельское Предание и его начало», в котором, предваряя взгляды своего соотечественника *Герхардссона, он полемизировал с концепциями *Бультмана и других представителей *«истории форм» школы. Рисенфельд утверждал, что «учение апостолов» (Деян.2:42) не было чем-то аморфным. Сам Христос сформировал его, придав ему легко запоминающуюся форму. Оно хранилось и передавалось не «анонимной массой верующих», а определенным кругом лиц, подобно тому как это было принято в *иудействе *междузаветного периода. На основании евангельских *семитизмов Рисенфельд утверждал, что выражение евангелиста Марка «Евангелие Иисуса Христа» (Мк.1:1) следует понимать буквально. Оно не было порождением общины, а непосредственно связано с Иисусом Христом, Его жизнью и учением. *«Жизненным контекстом» Евангелия были евхаристические вечери, во время которых повторялись слова Иисусовы и вспоминались события евангельской истории.
♦ Etude bibliographique sur la notion «άγαπή», Hafnie (Köbenhavn), 1941; Jésus transfiguré, Kebenhavn, 1947; The Ressurection in Ezekiel XXXVII and in the Dura-Europos painting, Uppsala, 1948; The Gospel Tradition and Its Beginnings, L.,1957.
● Наrtmаn L., New Testament Exegesis, in: Faculty of Theology at Uppsala University, 1976 (там же указаны прочие труды Рисенфельда); RGG, Bd.7, S.200; WBSA, р.185.