прот. Александр Мень

Источник

То́йнби

То́йнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889–1975), видный английский историк и историософ. Родился в Лондоне в семье литератора. Учился в Оксфорде и Британской археологической школе (Афины). Участвовал в археологических экспедициях по Греции. Работал в британском министерстве иностранных дел и корреспондентом газеты. Был профессором международной истории в Лондонской школе экономики. Тойнби отличала огромная работоспособность и творческая активность. Главный труд его, сделавший эпоху в английской историософии, – 12-томное «Исследование истории» («A Study of History», v.1–12, L.-N.Y.,1934–1961; сокр. изд. v.1–2, 1956–1957). Это цикл сочинений по важнейшим проблемам развития культур, религий и общественных формаций. Тойнби многократно пересматривал и дополнял свои концепции, не боясь входить в противоречие с самим собой. Заключительный том его основного труда носит характерное заглавие «Пересмотр» («Reconsideration»). Динамичность теорий Тойнби обусловлена тем, что он постоянно стремился проверять свои взгляды фактами. Его знания в области древней и новой истории были поистине энциклопедическими, что, впрочем, не уберегло его от спорных выводов и шатких построений.

Первоначально Тойнби исходил из учения немецкого философа Освальда Шпенглера (1880–1936), который рассматривал культуры как изолированные организмы, проходящие 4 стадии – от расцвета до упадка. Тойнби внес в концепции Шпенглера ряд важных коррективов. Так, шпенглерианскому понятию о слепой «судьбе», царящей в истории, Тойнби противопоставил религиозно-историческое понятие о «Вызове» и «Ответе». Согласно Тойнби, Высшая Божественная Реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления («Вызов») через кризисы, географические факторы и т.д. Если культура дает верный «Ответ», миссия ее реализуется; в противном случае она обречена на распад или застывание. Тойнби не считал культуры абсолютно изолированными и видел в религии главный связующий элемент. Соотнесение исторического процесса с Божественным Началом сближает историософию Тойнби с провозвестием *пророков и учением блж.*Августина.

Однако взгляды Тойнби нельзя рассматривать как христианские. Он постепенно отходил от свойственного ему вначале библейского теизма, склоняясь в сторону восточного, главным образом индийского, пантеизма. В диалоге с буддийским ученым Икедой (издан посмертно, 1976) Тойнби писал: «Я верю, что оправданным объектом поклонения для человека является Предельная духовная Реальность внутри, вне и за Вселенной». Этот «символ веры» Тойнби не является до конца пантеистическим, поскольку он верил в Бога как источник любви и свободы. Человеческая история, по словам Тойнби, совершается в противоборстве естественных, слепых законов и высшего «Божественного Закона».

Библейская история в интерпретации Тойнби. Историк неоднократно обращался и к проблематике Священного Писания. Итог его размышлений на эту тему подведен в 15-й главе заключительного тома его «Исследования истории». В ней он выступает не только как ученый, но и как идеолог новых путей религиозного развития. При этом Тойнби старается вынести за скобки и христианское, и мусульманское толкование ветхозаветной истории, которые видят в ней лишь прелюдию к Евангелию и *Корану, и рассматривает *иудейство как самодовлеющую величину. По его мнению, ранние стадии ветхозаветной религии принципиально не отличались от других древних национальных верований. Яхве был Богом израильтян в том же смысле, в каком Зевс – богом греков, а Кемош – богом моавитян. Таким образом, историк игнорировал те элементы библейский истории, которые с самого начала содержали в себе ядро пророческого учения (см. статьи: *Монотеизм; *Патриархи; *Пятикнижие).

Согласно Тойнби, три важнейших переворота в ветхозаветном религиозном сознании явились «Ответом» на «травматический шок», вызванный тремя катастрофами: а) нашествием ассирийцев, б) вавилонским Пленом, в) гонениями Антиоха IV. Первый шок породил *этический монотеизм Амоса и других пророков *допленного периода. Их движение достигло кульминации в лице *Второисайи. Последний жил уже в *Плена период, когда параллельно с *профетизмом сложилась «религия Торы». Преследования Антиоха вызвали к жизни интерпретацию иудейства, наиболее характерными представителями которой были *фарисеи. Эта интерпретация, опираясь на идею *Предания, определила все дальнейшее развитие иудейства и постхристианского *иудаизма. Оно в значительной степени заглушило традицию профетизма, в том числе и Евангелие Иисусово.

Личность и учение Христа Тойнби понимал в духе либерально-протестантской школы, помещая первоначальное христианство в общий профетический контекст. Основную драму библейской истории Тойнби видел в «напряжении» между *универсализмом и партикуляризмом. В период упадка и крушения древнеизраильской государственности пророки осознали, что Бог их народа есть Бог всего человечества. Политическая катастрофа Самарии и Иерусалима была истолкована пророками не как унижение Бога, а как Его попущение с целью привести народ к раскаянию. «Оправдывая деяния Яхве по отношению к ним, иудеи открыли духовное богатство непостижимой ценности для всего человеческого рода. Их Бог, преображенный в сердцах и умах в результате испытанных ими страданий, не мог больше быть только их Богом и Его преображение нельзя было больше скрывать от язычников». Отсюда вытекала миссионерская задача ветхозаветной Церкви, которая была воспринята многими как угроза идентичности замкнутой общины. Выбирая между универсализмом и партикуляризмом, фарисеи предпочли второй путь, отказавшись от всемирно-исторического провиденциального призвания своего народа. Тойнби считал, что единственное существенное расхождение между фарисейством и христианством заключалось не в *сотериологии и *христологии, а в отказе христиан от национальной исключительности. Рассматривая этот конфликт с точки зрения своей теологии, Тойнби полагал, что разрешение его возможно лишь в диалоге христианства и иудаизма на почве их либерально-реформистской интерпретации.

В 1972 Тойнби выступил со статьей «Религиозные основы современного экологического кризиса» («The Religious Background of the Present Environment Crisis», «International Journal of Environment Studies», v.3, №2). В ней он объявил библейский *монотеизм идейной причиной разрушения человеком среды его обитания. Единобожие, утверждал Тойнби, создало такую форму *антропоцентризма, которая принижала ценность *природы и смотрела на человека как на ее абсолютного господина. «Людям, которые воспитывались в монотеистических традициях, – писал Тойнби, – трудно вновь обрести тот благоговейный страх перед природой, который был ликвидирован провозглашениями Библии, содержащимися в Книге Бытия». В результате мир пришел к тому бедственному положению, которое вызывает тревогу на всех континентах. «Средство спасения» Тойнби видел в «смене монотеистического мировоззрения мировоззрением пантеизма», которое относится к природе как к божественному Началу. Впрочем, по его мнению, упадок материальной цивилизации в любом случае неотвратим, и можно лишь надеяться, что материальное оскудение будет сопровождаться духовным подъемом. Многие отечественные и зарубежные ученые (*Барр, *Вестерманн, Е.В.Рашковский, Л.И.Василенко и другие) подвергли эту концепцию Тойнби развернутой критике, показав, с одной стороны, что и в Библии и в христианстве можно найти основания для бережного отношения к природе, а с другой – что экологический кризис имеет своим источником не религиозные, а социально-экономические причины (см. статью *Природа и Библия).

♦ An Historiаn’s Approach to Religion, L.– N.Y.,1956; в рус. пер.: Средство спасения? «Наука и религия», 1974, №9; Человечество в осадном положении, «Литературная газета», 1974, №30; Диалог историков, Переписка А.Т. и Н.Конрада, в кн.: Н.И.Конрад. Избранные труды, М.,1974; прочие труды Тойнби указаны в литературе о нем.

Араб-Оглы Э.А., К критике культурно-исторической концепции А.Тойнби, «Вестник истории мировой культуры», 1957, №4; Василенко Л.И., Антропоцентризм и его экологическая критика, ВФ, 1983, №6; Косминский Е.А., Историософия А.Тойнби, «Вопросы истории», 1957, №1; Рашковский Е.Б., Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби, М.,1976; его же, Тойнби о рукотворном мире, «Декоративное искусство», 1972, №2; его же, Арнольд Джозеф Тойнби: история и культура в экологической перспективе, «Народы Азии и Африки», 1979, №2; Семенов Ю.Н., Социальная философия А.Тойнби, М.,1980; иностранная библиография приведена в указанных трудах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle