прот. Александр Мень

Источник

Тертуллиа́н

Тертуллиа́н (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс, священник (ок.155-ок.220), раннехристианский латиноязычный писатель, апологет. Родился в Карфагене, в семье офицера. После прохождения курса наук стал адвокатом. Воспитанный в язычестве, Тертуллиан обратился в христианство и принял сан пресвитера (ок.193). Вскоре он переехал в Рим, где служил Церкви, не оставляя адвокатской практики. Богословские и полемические трактаты Тертуллиана распространились по всему латинскому миру. Пламенный темперамент Тертуллиана, блестящий литературный стиль сделали его одним из самых популярных латинских писателей христианства своего времени. Около 207 суровый ригоризм привел его в секту монтанистов, которая пыталась искусственно возродить обычаи первохристианских общин. Тем не менее авторитет Тертуллиана как писателя и богослова не был отвергнут Церковью.

Тертуллиан не писал специальных толкований на Библию. Для библейской науки большое значение имеют его свидетельства исагогического характера. В частности, он указывал на неполноту *канона, составленного *Маркионом. По его мнению, ересиарх «открыто и упрямо совершил убийство над Писанием» («De praesoiptione haereticorum», в русском переводе: «Об отводе дела против еретиков», 38). Тертуллиан подчеркивал, что разрыв с апостольским *Преданием искажает истину даже тогда, когда сохраняется неповрежденным текст Библии. Так, представитель гностицизма *Валентин «удалял собственный смысл отдельных слов и влагал в них свой, не принадлежащий им» (там же). «Мы имеем, – писал Тертуллиан, – своими наставниками апостолов Господа, которые сами ничего не изобрели по своей воле и принятое от Христа учение верно сообщили народам» (там же, 6). В памфлете «Против Маркиона» (IV,2,5) Тертуллиан подтверждает предание о евангелисте Марке как переводчике (толкователе?) апостола Петра. Он указывает на свидетельство *Церкви как на доказательство апостольского происхождения Евангелий. Впрочем, в отдельных случаях, когда не сохранилось преданий об *авторстве некоторых священных книг, Тертуллиан предлагает собственные гипотезы об их происхождении и *атрибуции. Так, в трактате «De pudicitia» (рус. пер.: «О стыдливости», 20) Тертуллиан приписывает Евр. апостолу Варнаве.

♦ Migne. PL, t.1–3; в рус. пер.: Творения Кв.Септ.Флор.Тертуллиана, К.,1910, ч.1– 2, 1915, ч.1–3.

Мазурин К.М., Тертуллиан и его творения, М.,1892; Попов К., Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия, К.,1880; Преображенский П.Ф., Тертуллиан и Рим, М., 1926; Штернов Н., Тертуллиан, пресвитер Карфагенский, Курск, 1899; Щеглов Н., Апологетик Тертуллиана. Библиографическое исследование, К.,1888; ЭСБЕ, т.33; Barnes T.D., Tertullian, Oxf. (USA), 1971; O’Malley T.P., Tertullian and the Bible, Nijmegen-Utrecht, 1967; Quasten. Patr., v.2, p.247–340; прочую библиографию см. в статье *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle