Раси́зм
Раси́зм и Библия. Расизмом называется учение о природном неравенстве народов и рас. В древние времена оно представляло собой лишь форму ксенофобических предрассудков. Только в 19 в. возникли попытки обосновать Расизм с помощью науки. Они связаны с именами французского писателя Жозефа Гобино (1816–1882), немецкого эволюциониста Эрнста Геккеля (1834–1919) и английского публициста, натурализовавшегося в Германии, Хayстона Чемберлена (1855–1927). Геккель, в частности, утверждал, что «разум является большей частью достоянием высших человеческих рас, а у низших он весьма несовершенен или вовсе неразвит. Эти первобытные племена, например, ведда или австралийские негры, в психологическом отношении стоят ближе к млекопитающим (обезьянам, собакам), чем к высокоцивилизованному европейцу» («Чудеса жизни», пер. с нем., СПб.,1908). Одни расисты противопоставляли европеоидную расу как «высшую» негроидной и монголоидной как «низшим»; другие делили белую расу на две псевдонаучные категории: «арийскую» и «семитскую». Последняя изображалась как антропологически недоразвитая («раса недочеловеков»). В действительности современная наука знает множество подрас белогѳ человека (индо-средиземноморскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и др.), которые отнюдь не совпадают с языковыми группами (индоевропейской, семитской, угро-финской и др.). Так, напр., арабы – по языку семиты, а греки – индоевропейцы, но этнически они принадлежат к одной индо-средиземноморской подрасе (о единстве человека как вида см. статью *Моногенизм).
Представления о природном неравенстве народов были усвоены и применены в социально-политической практике американским расизмом и немецким фашизмом. В идеологии последнего значит. роль сыграли концепции Х.Чемберлена, который считал, что подлинное «арийское мировоззрение» связано с Индией и только оно достойно высшей расы. Он радикально отрицал ценность Библии, делая исключение только для Евангелия. В своей книге «Слова Христа» («Worte Christi», 1901; русский перевод.: «Явление Христа», СПб.,1906), доказывая «арийское» происхождение Основателя христианства тем, что Он был родом из «Галилеи языческой», Чемберлен призывал очистить Евангелие от еврейских элементов, которые Христос «нашел вокруг себя и которые усвоил». На Чемберлена опирались представители нацистского крыла *либерально-протестантской школы экзегезы (так называемые «немецкие христиане»).
Православные богословы, католическое церковное руководство и значительная часть протестантов расценили подобные взгляды как антихристианские и лженаучные. Они исходили прежде всего из самой Библии, которая содержит недвусмысленное отрицание Расизма. Образ Адама означает кровное родство и единство всего человеческого рода; генеалогия народов в (Быт.10) изображает нации как членов одной человеческой семьи, хотя и имеющих разные судьбы и призвания (см. статью *Этнография библейская). Согласно *пророкам, все народы равны перед лицом Божьим (Aм.9:7). B притче о милосердном самарянине Господь Иисус показывает, что понятие «ближний» не ограничивается единоверцами или соплеменниками. По словам апостола Павла, приведенным в (Деян.17:26), Бог произвел весь род человеческий от «одной крови». Еще выше биологического единства стоит единство духовное. Во Христе, учит апостол Павел, «нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим.10:12; ср. Кол.3:11).
● Прот.*Булгаков С., Расизм и христианство, «Вестник РХД», 1989, №156–157; Карманов Е., Христианство и расовая дискриминация, ЖМП, 1962, №2; [*Кудрявцев–Платонов В.Д.] О единстве рода человеческого, ПТО, 1852, т.11, 1853, т.12; свящ. Мень А., Расизм перед судом христианства, ЖМП, 1962, №3; Мочульский К., Расизм и западное христианство, «Путь», 1938–1939, №58; Наука о расах и расизм, М.-Л.,1938; Расовая проблема и общество, сборник, пер. с франц., М.,1957; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А., Народы, расы, культуры, М.,1971; иностранную библиографию см. в NСЕ, v.12, р.54–60.