Ра́нер
Ра́нер (Rahner) Карл, иеромонах (1904–1984), немецкий католический богослов, член Общества Иисусова (с 1922). Рукоположен в 1932. Высшее богословское образование получил в университетах Фрайбурга и Инсбрука. Профессор догматического богословия в Инсбруке (1949–1964), Мюнхене (1964–1967) и в Мюнстере (с 1967). Под его редакцией выходило новое издание «Церковного и богословского словаря» («Lexikon für Theologie und Kirche», Bd.1–10, Freiburg, 1957–1965).
Ранер явился одним из вдохновителей католического «обновления», которое было санкционировано II *Ватиканским собором. Он вел осторожную, но настойчивую борьбу с духом схоластики, стремясь сделать богословие живым исповеданием веры. «Теология, – писал Ранер, – не есть нечто сухое, застывшее. Она постоянно обращается к уму и сердцу по-новому». Оставаясь укорененным в католической традиции, Ранер открывал в ней новые аспекты, которые помогают современному человеку услышать голос христианства.
Ранер не был экзегетом, но неоднократно обращался к герменевтическим проблемам Писания и вопросу о *боговдохновенности. Последней теме он посвятил специальную монографию, включенную в его «Богословские сочинения» («Schriften zur Theologie», Einsiedeln- Z.-Köln, 1954–1984, Bd.1–16). В ней Ранер не ставит под сомнение общехристианский догмат о боговдохновенности; для него Бог – Автор Библии; но в то же время, по его словам, «люди, писавшие Библию, не просто секретари, работавшие под диктовку Божественного Провидения. Они не являются секретарями и в том смысле, что с полным сознанием и согласием приняли внушенное им Богом. Они – подлинные авторы». В Писании сосуществуют в тесном единстве Божественное и человеческое. Ранер подчеркивал, что боговдохновенность священных книг не вытекает непосредственно из самого текста: она утверждается верой Церкви. Более того, Библия является самосвидетельством церковной веры, продолжающей жить и сегодня. Этот факт снимает кажущееся противоречие между авторитетом Библии и авторитетом *Церкви, которое было заострено *протестантской экзегетикой.
Библия создана Церковью, в Церкви и для Церкви, которая несет Слово Божье в мир. В центре *Домостроительства – народ Божий; Библия – хранилище его «памяти». Христианская Церковь принимает Ветхий Завет «как элемент предопределенной Богом истории Церкви». Впрочем, Писание нельзя сводить только к «памяти» о прошлом. История спасения еще не завершена. *Откровение продолжает жить в самом церковном бытии, в Священном *Предании, и «не может полностью объективироваться в Писании». Боговдохновенность, по Ранеру, не исключает роли личных дарований и особенностей священных авторов, а также *«жизненного контекста» и литературных *жанров, определяющих конкретную форму книг Библии. Все это должно учитываться экзегетами, но им нельзя терять из виду «главного жизненного контекста всего Писания»: божественного происхождения Церкви, в недрах которой Библия сформировалась и была канонизирована.
♦ Kleines Theologisches Wörterbuch, (mit Vorgrimber H.), Freib.,1961 (англ. пер.: Concise Theological Dictionary, Freiburg, 1965); в рус. пер.: Размышление в день св. Иосифа, «Логос», 1974, №3–4; a также многочисленные статьи в LTK.
● Кузмицкас Б.Ю., Теология «жизненной действительности» К.Ранера, в кн.: Философия. Религия. Культура, М.,1982; Bilan de la théologie du ХХе siècle, P.,1970, t.1; Меtz J.B., Karl Rahner, TTS, S.513–518; ODCC, p.1155–1156.