Соболе́вский
Соболе́вский Сергей Иванович (1864–1963), русский филолог-античник. Окончил Московский университет (1886), где с 1892 был профессором. В 1907–1917 – профессор греческой *палеографии в Московском археологическом институте. Был также профессором греческого языка в Московской Духовной академии. С 1928 член-корреспондент АН СССР. Автор свыше 100 печатных работ, преимущественно по античной истории и филологии.
Из библейских трудов Соболевского наиболее значительным является очерк о языке *койнэ, помещенный в ПБЭ (1908, т.9, дополн. в т.10) и вышедший отдельно на новогреческом языке (Александрия, 1909). Соболевский придерживался основных положений теории *Дайссманна, но в отличие от него главным элементом разговорного языка койнэ считал аттический диалект. В очерке «Суд над Иисусом Христом и распятие Его с точки зрения истории и археологии» («Cтранник», 1906, №2–3), используя данные современных ему исследований (*Лопухина, *Маккавейского), Соболевский внес интересные филологические уточнения в русский перевод Евангелий.
Соболевский был одним из немногих специалистов, критически откликнувшихся на перевод Евангелий, сделанный *Толстым. В 1911 Соболевский принимал участие в переводе творений прп. Исаака Сирина.
♦ О значении слов «премудростию вонмем», «Странник», 1906, №10; Κοινή. «Общий» греческий язык (по связи с библейским), ПБЭ, т.9, с.605–754; Граф Л.Н.Толстой как переводчик-истолкователь Евангелий, «Странник», 1909, №2; Отношение классической филологии к богословию, БВ, 1910, т.3, №11; Рец. на кн.: [В.Шарапов, «Вторая книга Ездры», Серг.Пос.,1910] БВ, 1913, т.1, №14; Значение слова φαιλονη в 2Тим.4:13, в книге: В память столетия МДА, Серг. Пос.,1915.
● К 90-летию чл.-корр. АН СССР проф. С.И.Соболевского, ВДИ, 1954, №4; Петровский Ф.А., Сергей Иванович Соболевский, «Известия АН», отдел. литературы и языков, 1954, т.XIII, вып.4; С.И.Соболевский (некролог), ВДИ, 1963, №3; Фрейберг Л.А., Соболевский С.И., КЛЭ, т.6 (в указанной статье приводится полный список трудов Соболевского).
Собо́рные посла́ния, сборник из 7 апостольских посланий, включенных в *канон Нового Завета (Иак., 1–2 Петр., 1–3 Ин., Иуд.).
Впервые название Соборные послания («кафолические послания») встречается в 4 в. у *Евсевия Кесарийского (Церковная история II,23). По признаку авторства их можно назвать «непавловыми посланиями» Нового Завета. Они не обращены к какой-то одной определенной церковной общине, а либо к отдельному лицу, либо к нескольким общинам (3 Ин). Некоторые толкователи связывают с этим общее название сборника. Другие полагают, что название Соборные послания призвано было утвердить их церковность, каноничность, поскольку многие отцы и писатели святоотеческого периода сомневались в их апостольском происхождении (в т.ч. и сам Евсевий Кесарийский).
● *Бухарев А.М., О Соборных Апостольских Посланиях, БТ, 1977, c6.17; Орлин Н.И., Соборные послания апостола Иакова, первое и второе апостола Петра и апостола Иуды, Рязань, 1903; прочую библиографию см. в Gryglewicz F., Listy Katolickie, Poznan, 1959, во «Введении в Новый Завет» *Кюммеля, а также в статье об отдельных Соборных посланиях.