прот. Александр Мень

Источник

Сковорода́

Сковорода́ Григорий Саввич (1722–1794), украинский философ и поэт. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии в семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской академии (1738–1742, затем 1744–1750). Был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знал древние и новые языки, писал поэмы, басни, философские диалоги. Много странствовал по Европе. После нескольких лет преподавательской работы Сковорода в 70-х гг. окончательно избрал путь независимости и стал странствующим мудрецом. Почти все его произведения были опубликованы посмертно.

Священное Писание занимало большое место в жизни Сковороды. По собственному признанию, особенно тщательно он стал изучать Библию с 1752, когда вернулся из заграничных скитаний. Специально Библии он посвятил три книги: «Икона Алкивиадская», «Жена Лотова», «Потоп Змиин».

Вслед за *Оригеном Сковорода утверждал, что Библия, подобно мирозданию, имеет внешний и внутренний аспекты. Те, кто их смешивает, неизбежно оказывается во власти «змииного суеверия». Для истинного понимания Библия есть «ковчег и рай Божий», а для тех, кто толкует ее буквально, она оказывается «буйством» (безумством). Образы Писания суть «фигуры», означающие сокровенную реальность. Библия всецело символична. Уже *Шестоднев построен на сочетании *символических чисел. «Сей есть, – восклицает Сковорода, – природный штиль Библии! Историалною и моралною лицемерностью так соплесть фигуры и символы, что иное на лице, а иное на сердце. Лицо, как шелуха, а сердце есть зерно... Сама ея о фигурах речь дышет гаданий мраком и самая кратчайшая сказочка заключает в узле своем монумент сладчайшей вечности; как корка зерно, а перлова мать жемчужину и как луна солнечный свет отдает во всей земленности своей». Не понимающий аллегорического языка Библии обречен соблазняться ее содержанием, ибо «две страны имеет библейское море. Одна страна наша, вторая – Божия». Видящий только «нашу», земную сторону каменеет, как жена Лота. Для подлинного познания Слова Божьего нужно преодолеть «смертность» и обрести просветление. «Смертен не рожден свыше, не есть родственник Библии. Не может смертное сердце соединиться с Божественным сердцем».

♦ Твори в 2 томах, Киів, 1961, т.1–2; в рус. пер.: Соч. в двух томах, М.,1973.

Барабаш Ю., «Знаю человека...» Григорий Сковорода: поэзия, философия, жизнь, М.,1989; Краснюк М., Религиозно-философские воззрения Сковороды, ВиР, 1901, №18,21,22; Лощиц Ю.М., Сковорода, М.,1972; Табачников И.А., Григорий Сковорода (1722–1794), М.,1972; Эрн В., Григорий Саввич Сковорода (1722–1794). Жизнь и учение, М.,1912; прочую библиографию см. в указанных сочинениях.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle