прот. Александр Мень

Источник

Симо́н

Симо́н (Simon) Ришар, иеромонах (1638–1712), французский католический библеист, один из основоположников *историко-литературной библейской критики и *новой исагогики. Родился в Дьепе, где окончил коллеж, а затем переселился в Париж. Там он вступил в монашеский орден ораторианцев, прошел курс философских наук и был рукоположен в 1670.

В течение ряда лет Симон изучал древние еврейские и греческие *рукописи, занимался восточными языками, иудаистской литературой и историей Православной Церкви; но главным предметом его интересов оставалась библеистика. В этой области он стремился продолжать труды испанского иезуита *Перейры, проложившего новые пути в *исагогике. Учитывал Симон и выводы *Спинозы, и методы *социнианской экзегезы. Но его принципиальная позиция была строго церковной. Он впервые связал библейскую критику с учением о *Предании Церкви. По словам Симона, историческая критика Библии не подрывает веру, поскольку католики «убеждены, что их религия связана не только с текстом Священного Писания, но в той же мере и с церковным Преданием, и их нисколько не смущает, когда они видят, что превратности времени и небрежность переписчиков произвели изменения в тексте». Утрируя свою точку зрения, Симон даже утверждал, что Церковь могла бы существовать без Писания, имея одно лишь Предание веры.

В 1678 Симон выпустил в Париже объемистую (свыше 700 с.) книгу «Критическая история Ветхого Завета» («Histoire critique du Vieux Testament»), в которой попытался проследить процесс создания священных книг, историю их текста и толкования. «Это была, – писал *Ройсс о труде Симона, – первая серьезная и в определенной степени научно продуманная попытка создать историю Библии как литературного произведения». В 4-й главе, называвшейся «Моисей не мог быть автором всех книг, которые ему приписаны», Симон привел доводы в пользу того, что Моисею в *Пятикнижии принадлежат лишь законодательные разделы. Но в отличие от Спинозы он не ограничился констатацией окончательного формирования Торы при Ездре. Используя концепцию Предания, Симон показал, что от Моисея до Ездры существовала непрерывная устная и письменная преемственность, что в основе Пятикнижия лежит единое Предание, передававшееся в лоне ветхозаветной Церкви. Ценность этого Предания для веры делает вопрос об *авторстве библейских книг второстепенным. Надписания, которые имеются в Исторических книгах, в псалмах и других разделах Ветхого Завета, не следует понимать буквально. Только сторонники *вербализма стремятся сохранить атрибуцию *старой исагогики. Для апостольских церквей важно не авторство, а канонизация книг Библии Церковью, которая нашла их согласной со своей верой.

Естественно, что у протестантов, отрицавших Предание, взгляды Симона вызвали ожесточенный протест (*Леклерк и другие). Но и современные ученому католики не смогли понять его правильно. Еп.*Боссюэ резко осудил Симона, а руководство ораторианцев исключило его из ордена. Почти весь тираж книги (более 1000 экз.) был сожжен. Тщетно Симон защищался и писал памфлеты, оправдывающие его теории. С тех пор он вынужден был печататься анонимно (преимущественно в Голландии). В 1702 вышел его французский комментированный перевод Нового Завета. Гонения помешали Симону создать собственную школу во Франции. Однако после его смерти главный его труд привлек внимание немецких комментаторов-рационалистов. *Землер перевел его на немецкий язык (1776); но и он и другие протестантские богословы прошли мимо взглядов Симона на Предание. Лишь 250 лет спустя методы «отца католической библейской критики» приобрели права гражданства у католиков и его работы получили положительную оценку.

♦ Histoire critique du texte du Nouveau Testament, Rotterdam, 1689; Histoire critique des versions du Nouveau Testament, Rotterdam, 1690; Histoire critique des principaux commentateurs du Nouveau Testament, Rotterdam, 1693.

Лившиц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970, c.21–22; ЕЭ, т.14; Аuvrаy Р., Richard Simon, P.,1974; Bernus A., Richard Simon, Lausanne, 1869 (rpr.,Genève,1969); *Кrаus, S.59; Rеvеntlоw H.G., Richard Simon, in: Klassiker der Theologie, Münch.,1983, Вd.2, S.9–21; Lаmbе Р.J., Biblical Criticism and Censorship in Ancient Regime France: The case of R.Simon, «Harvard Theol.Rev.», 1985, v.78, № 1–2; *Stеinmаnn J., Richard Simon et les origines de l’exégèse biblique, Bruges (Belg.), 1960.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle