Святы́е места́
Святы́е места́ библейские, места, связанные с земной жизнью Христа Спасителя и другими событиями священной истории.
Эти места стали объектом паломничества еще во 2–3 вв., благодаря чему поддерживалась традиция, сохранившая память о библейской *топографии. Традиция играла немалую роль для библейской *археологии, указывая на пункты, где следует вести раскопки. Как свидетельствуют данные археологии и древние тексты, Святые места посещали и христиане-евреи, и богомольцы *языко-христианских общин. Найдены следы первых церквей в Галилее (Капернаум, Назарет); по свидетельству *Оригена, пещера Рождества Христова в Вифлееме почиталась уже в 3 в. Со времен Константина Великого, особенно после паломнических путешествий св. равноапостольной Елены, в Святых местах стали воздвигаться новые храмы. Позднее средневековые пилигримы и крестоносцы стремились восстановить топографию многих Святых мест там, где в результате войн древние храмы не уцелели. Возникло множество легенд, указывающих на местоположение Святых мест, достоверность которых была позднее подвергнута сомнению. Одним из первых, кто начал критическую проверку легендарной локализации этих мест, был американский археолог 19 в. Э.*Робинсон. Однако более поздние раскопки часто подтверждали предания.
Число библейских Святых мест очень велико, особенно если к ним добавить места «библейских паломничеств» вне Палестины (гора Синай, Рим и т.д.). Ниже перечислены лишь основные.
Иерусалим. После иудейской войны 66–70 христиане Иерусалимской церкви вернулись в Галилею и стали совершать паломничества в места, связанные с Распятием и Воскресением Господа. Император Адриан в 1-й трети 2 в., желая прекратить паломничества, построил на этом месте языческий храм. Но именно поэтому в эпоху гонений была сохранена память о локализации святыни. В 326 св.Елена приказала разрушить храм Адриана и выстроить церковь Гроба Господня. О том, как выглядела эта базилика в ее первоначальном виде, можно судить по описаниям *Евсевия Кесарийского и *Евхерия Лионского. Позднее, когда иранский царь Хосров II захватил Иерусалим и разрушил церковь (614), каменная сень над Св.Гробом уцелела. Только в 1009 она была уничтожена халифом Хакимом. Храм был восстановлен из руин византийским императором Константином Мономахом к 1048. Реконструкция и перестройка продолжались и далее крестоносцами и другими владельцами Святых мест. В частности, сень над Гробом Господним была перестроена в 15 в., а затем после пожара восстановлена в 1868 при участии русского и французского правительств. Многие протестанты считают местом погребения Господа так называемую «Гробницу Гордона». Этот склеп был найден в 1881 английским генералом Кристианом Гордоном. Соответственно была изменена и предполагаемая локализация Голгофы.
Однако большинство археологов считает наиболее достоверной ту топографию Страстей Христовых, на которую указывает древнецерковное предание. Они полагают, что нынешний храм Гроба Господня и Голгофы стоит над тем местом, где находился холм Распятия и расположенная близ него пещерная усыпальница Иосифа Аримафейского. Остатки старой стены, отделяющей Голгофу от города, были найдены при раскопках, проводившихся *Русской духовной миссией под руководством архимандрита *Антонина (Капустина). В 1965 В.Корбо установил, что в евангельские времена на месте Голгофы и Св.Гроба была расположена старая каменоломня.
Со времен крестоносцев был предположительно определен путь Христа Спасителя от претории Пилата до Голгофы. Этот путь имеет сегодня 14 так называемых «остановок», которые связаны с различными моментами Крестного пути Спасителя. В Иерусалиме почитаются и многие другие святыни: «камень помазания», где, по преданию, лежало тело Господа, место суда Пилатова и другие Святые места. Раскопаны остатки древних стен города, купель Вифезда. От евангельских времен сохранились старые гробницы, ступени, ведущие в Кедронскую долину и так называемые «золотые ворота». Близ Гефсиманского сада находится русская православная церковь и церковь Страстей Христовых, сооруженная при участии христиан многих стран. На месте ветхозаветного Иерусалимского храма мусульманами сооружена мечеть Омара, посвященная жертвоприношению Авраама, а сохранившаяся часть окружавшей площадь храма стены (т.н. Западная стена, или Стена плача) является местом паломничества верующих иудаистов.
Елеонская гора близ Иерусалима была свидетельницей эсхатологических пророчеств Христа и Его Вознесения. Храм, сооруженный там в 4 в., был разрушен персами, а затем из развалин была воссоздана восьмигранная часовня. Трудами архимандрита Антонина (Капустина) на вершине горы был построен женский монастырь с высокой колокольней. При нем Русская миссия основала музей.
Вифлеем, место Рождества Христова, был, как уже отмечалось, посещаем паломниками в доникейскую эпоху. В 330 над пещерой Рождества была построена базилика. Хотя она не раз перестраивалась, основы здания сохранились до наших дней; она является единственной церковью, где со времен равноапостольного Константина почти никогда не прерывалось богослужение. Близ Вифлеема в 4 в., как свидетельствуют древние паломники, существовала церковь в честь евангельского благовестия пастухам. В Средние века она была разрушена и построена заново лишь в 1953.
Назарет. Поскольку этот небольшой город не упоминается в Ветхом Завете, представители *гиперкритицизма в библеистике отрицали само его существование. Однако раскопки итальянского археолога о.*Багатти и других ученых доказали, что на месте нынешнего Назарета во дни Ирода уже существовало поселение. В 1950-х гг. при сооружении нового храма Благовещения были найдены остатки древней христианской базилики. В Назарете сохранился источник евангельских времен; там же открыты развалины христианских храмов первых веков.
Прочие Святые места. Среди местностей и городов, которые привлекают паломников и археологов, следует назвать гору Фавор (где, по преданию, совершилось Преображение), Капернаум, Кану Галилейскую, Айн-Карим (родину св. Иоанна Крестителя), Иерихон, Эммаус, Вифанию и другие. Почти всюду там найдены археологические свидетельства подлинности локализации этих Святых мест и того, что они почитались христианами начиная уже с первых веков истории Церкви. Одна часть Святых мест находится в ведении православных церквей, другая – католиков и других христианских общин. В храме Гроба Господня христиане многих конфессий совершают богослужение поочередно.
● Кондаков Н.П., Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, СПб.,904; его же, Иерусалим христианский. Исторический очерк и памятники, СПб.,1905; Лебедев В.П., Палестина. Святая земля в ее прошлом и настоящем, вып.1–18, СПб.,1916; Святая Земля, Париж, 1961; *Успенский Н.Д., Святые места в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, №5–7; *Шабатин И.Н., Величайшие святыни христианства в Иерусалиме и Русская Православная Церковь, ЖМП, 1962, №5; Kroll G., Auf den Spuren Jesu, Stuttg., 1978 (там же приведена и иностранная библиография); см. также статьи: *Археология библейская; *Палестина; *Палестинское общество; *Русская духовная миссия в Иерусалиме.