Свя́тость
Свя́тость в Библии. Библейское понятие Святости не тождественно понятию нравственного совершенства. Евр. слово קדוש, кадо́ш, святое, в первую очередь означает нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. Святость есть преимущественно свойство трансцендентного Божества (Лев.11:44; Ис.6:3). Это свойство не может быть описано в катафатических терминах (см. статью *Апофатическое богословие). Все, что посвящено Богу (люди, предметы), именуется «святым» (например, Лев27:9); оно считается отделенным, обособленным. Соответственно и Община, предназначенная на служение Богу (Церковь, народ Божий), «свята» (Исх.19:6). Поэтому и верные ветхозаветные Церкви, и члены первохристианской Церкви называли себя «святыми» (Пс.88:20; Рим.15:26). В этом же смысле Символ веры именует Церковь Святой. Поскольку понятие Божественной Святости включало в себя свободу от всякой нечистоты и зла, слово Святость позднее стало обозначать высшее нравственное состояние человека (ср. Лев.19:2; Мф.5:48; Лк.6:36).
● *Буйе Л., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965, с.66 сл.; прот. *Князев А., Пророки, «Вестник РСХД» (Париж-Нью-Йорк), 1972, №103,104,106; Святой, СББ; свящ. Флоренский П., Из богословского наследия, БТ, 1977, сб.17; Франк С.Л., Непостижимое; Онтологическое введение в философию религии, Париж, 1939; *Otto R., Das Heilige, Breslau, 1917 (англ. пер.: The Idea of the Holy, L.-N.Y.,1923).