прот. Александр Мень

Источник

Противоре́чия

Противоре́чия библейские, изречения и *нарративные части Библии, которые находятся в противоречии с другими ее речениями и повествованиями.

Противоречия в Библии были замечены уже иудейскими экзегетами *междузаветного периода (см. статью *Герменевтика). Среди христианских писателей одним из первых библейские Противоречия отметил *Юлий Африкан (2 в.), который, в частности, пытался объяснить расхождение в *родословиях Иисуса Христа. В 4 в. блж.*Августин посвятил целый труд проблеме библейских Противоречий («О согласии евангелистов»). В дальнейшем экзегеты многократно обращались к этому вопросу. *Отрицательная критика использовала их как доказательство исторической недостоверности и внутренней несостоятельности Библии.

Есть две категории Противоречий. Одна касается главным образом изложения событий, другая – изложения учения. Примером противоречий первой категории может служить рассказ об установлении *монархии (ср. 1Цар.9–10 и 11), а второй категории – постановление (Втор.12:5) и практика, описанная в (Ис.Нав.8:30) и в других *Исторических книгах (Противоречие, связанное с началом монархии, объясняется двумя традициями, которые объединил автор 1 Цар., чтобы подчеркнуть два аспекта религиозной оценки царской власти, а Противоречие в отношении жертв обусловлено развитием культового законодательства Ветхого Завета).

В целом библейские Противоречия объясняются тем, что Библия отражает не статическую картину религии, а дает ее в становлении. Божественное *Откровение содержало много аспектов, которые выявились лишь постепенно. Кроме того, играли роль различные тенденции (см. статью *«Истории тенденций» метод), свойственные *мудрецам, *пророкам и духовенству. Некоторые Противоречия возникают из-за пробелов в *источниках, которыми пользовались священные писатели, и из-за разнообразного характера этих источников. Но в главном Библию отличает существенное единство (см. статью *Единство Библии).

Есть также мнимые Противоречия, на которые обычно указывает отрицательная критика. Характерные их образцы приведены в книге польского журналиста Анджея Немоевского «Бог Иисус» (рус.пер.: Пг.,1920, с.23сл.). Большинство из них объясняется либо вырыванием фраз из контекста, либо игнорированием многогранности Библии, либо непониманием смысла текста. Так, усматривают Противоречие в словах «Блаженны миротворцы» (Мф.5:9) и «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). В первом случае верным дается заповедь мира, а во втором – предсказываются разделения среди людей, которые вызовет Евангелие, явленное людям. Наличие Противоречий в Евангелиях есть косвенное доказательство их достоверности (см. статью *Евангелия).

Безе Г., Достоверность наших Евангелий, М.,1899; прот.*Буткевич Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб.,18872; прот. Мень А. Сын Человеческий, Брюссель, 1983 (там же приведена иностранная библиография); Ясинецкий Г.И., Апологетика Библии, 1937 (б.м.).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle