Протеста́нтская экзеге́тика
Протеста́нтская экзеге́тика, толкование Библии и методы *герменевтики, сложившиеся в различных протестантских конфессиях. Протестантская экзегетика развивалась преимущественно там, где эти конфессии занимали господствующее положение (см. статьи об Англо-Американской, Немецкой, Нидерландской, Скандинавской библеистиках). Четко сформулировать принципы, общие для всей Протестантской экзегетики, невозможно, поскольку в разные эпохи и в разных протестантских исповеданиях на протяжении 400 лет, прошедших с начала Реформации, эти принципы неоднократно менялись. Однако во взглядах на Библию первых вождей протестантизма содержались, как в зародыше, почти все основные направления Протестантской экзегетики последующих времен. Поэтому неудивительно, что представители самых разнообразных школ Протестантской экзегетики утверждают, что именно они сохранили «истинный протестантизм» или дают импульс для его дальнейшего развития.
Экзегеза и герменевтика основателей протестантизма. Хотя у *Лютера, *Кальвина, *Цвингли и их сподвижников есть различия в понимании Библии, это понимание имеет ряд общих характерных черт. Их можно свести к семи положениям.
а) «Только Писание». Согласно этому принципу, Библия как единственное в своем роде Слово Божие не только выше церковного *Предания, но и должна полностью его заменить. То, что человеку дано знать о Боге, о Его воле и принесенном свыше спасении, исчерпывающим образом запечатлено в священных книгах обоих Заветов. Здесь сказалась полемическая заостренность и реакция на ошибки средневекового католичества, с последствиями которых Протестантская экзегетика вынуждена была постоянно бороться. Указанный принцип игнорировал тот факт, что само Писание создано в лоне Церкви и принятие его *боговдохновенности явилось актом церковной веры. В то же время акцент на примате Писания возвысил его ценность, отчасти заслоненную в Средние века «преданиями человеческими».
б) *Единство Библии, принцип, унаследованный реформаторами от католиков и от периода неразделенной Вселенской Церкви.
в) «Профетический библеизм», стремление найти в Писании источник для духовного возрождения. Лютер говорил о своей «покоренности» мощью Слова Божьего, которое завладело всем его существом. Он возродил полузабытый новозаветный христоцентризм, остроту переживания спасающей силы Искупителя. История протестантизма отмечена поисками пророческого вдохновения, живой евангельской веры, ее глубинной сущности. Этот пафос «возвращения к истокам» тесно связывает протестантизм с духом первохристианства.
г) «Понимать Библию только через саму Библию», принцип, сыгравший большую роль в общехристианской герменевтике и создавший предпосылки для становления библейского *богословия как самостоятельной дисциплины. Однако слабость этого принципа – в его претензии на универсальность и исключительность, поскольку Писание до конца не может быть понято вне веры Церкви, вне ее Предания и исторического контекста, в котором сложились священные книги.
д) Два уровня Писания. Согласно Лютеру, в Библии есть два аспекта. Как «внутреннее Слово» она есть духовная Весть, Божий призыв, обращенный к душе человека. Для познания «внутреннего Слова» нужна духовная просветленность воспринимающего сознания и непосредственная помощь Божья. «Внешнее» же Слово можно изучать с помощью рациональных, научных средств (например, лингвистики). Эта установка не была открытием Протестантской экзегетики, а восходила к *святоотеческой экзегезе. Однако роковым для многих представителей Протестантской экзегетики стал разрыв между двумя подходами, который привел к забвению *Богочеловеческой природы Писания. Превратившись в самодовлеющую науку, *критика библейская почти утратила связь с богословием и нередко даже становилась разрушительным инструментом (см. статью *Отрицательная критика).
е) Иррационализм и адогматизм. «Мы справедливо делаем, – писал Лютер, – если, оставив диалектику и философию, обратимся к Слову Божию и научимся говорить новыми языками в царстве веры». Направляя острие своей полемики против схоластического *рационализма, он придавал протестантизму фидеистическую окраску. Этот *фидеизм парадоксальным образом вел к адогматизму, ибо осмысление догматов невозможно без работы мысли. Мысль же человеческую Лютер считал бессильной. «Не стремитесь с вашим разумом в небесную высь», – говорил он; а *Меланхтон утверждал, что «Бог благоволил быть явленным и понятым только во Христе». Здесь уже содержались первые ростки позднейших либеральных и *экзистенциалистских интерпретаций Библии. В результате радикальная Протестантская экзегетика приобрела позитивистский и агностический характер.
ж) Преломление Слова Божьего в национальном духе. Универсализму католичества Реформация противопоставила ориентацию на национальную, главным образом германскую, культуру. По существу весь протестантизм отразил реакцию североевропейского христианства на церковную традицию, сложившуюся в Средиземноморском регионе. «Протестантство, – писал в начале 20 в. представитель либеральной теологии Эрнст Трёльч, – не есть простое возобновление первоначального христианства... Оно переделывает христианство в духе индивидуалистических тенденций начинающейся новой эры и согласно северогерманскому темпераменту». Сама по себе идея национальной интерпретации веры не может вызвать принципиальных возражений в православной *экклезиологии, т.к. христианство, универсальное по природе, может воплощаться в самых разнообразных культурах. Однако три существенных элемента германской мысли: этатизм, склонность к пантеизму и индивидуализм – не воцерковляются и не преображаются в либеральной Протестантской экзегетике, а скорее внедряются в христианство, искажая его подлинную природу. «В том и состоит внутренняя трагедия современного протестантизма, – писал Н.*Арсеньев, – что субъективизм, превращающий религию в меняющиеся, лишенные твердой основы переживания отдельных, не связанных между собой личностей, получает подчас значительное преобладание над сознанием... преизбыточествующей реальности Божией». При этом пантеистическая тенденция пронизывает многие направления Протестантской экзегетики от *Лессинга до *Тиллиха.
Таким образом, в Протестантской экзегетике имеются глубокие противоречия, способные дезориентировать тех, кто изучает ее основные положения. С одной стороны, преклонение перед Писанием, *библиолатрия, ведущая к *фундаментализму, с другой – экзегетический плюрализм, произвол и *гиперкритицизм. Желание принимать Библию как Слово Божие рождает догматизм «новой протестантской ортодоксии», но в то же время попытка вести диалог с «современной» (для каждого века) культурой осуществляется ценой огромных потерь и неоправданных компромиссов. Протестантская экзегетика всегда находится во власти очередных «модных» философских концепций, будь то спинозизм, кантианство, гегельянство, позитивизм или экзистенциализм.
Однако эти уязвимые стороны Протестантской экзегетики не умаляют ценности самой задачи, которую издавна ставили перед собой протестантские библеисты: найти актуальные формы для выражения библейской веры (см. статью *Новая герменевтика).
Ниже мы кратко охарактеризуем пять главных направлений Протестантской экзегетики, которые выросли из Реформации.
Протестантская ортодоксия стремилась построить твердую вероучительную систему, основанную только на буквальном понимании Библии. Начиная с *Флациуса (16 в.) и *Калова (17 в.), она вела борьбу против *аллегорического метода толкования, защищала тезисы *старой исагогики и решительно осуждала все виды библейской критики. Протестантская ортодоксия пережила три периода взлета: в середине 19 в. (*Хенгстенберг, *Толук, *Хофманн), в начале 20 в. (американский фундаментализм) и в 1-й его трети (*Барт). Наибольшим признанием фундаментализм пользуется в баптизме, пятидесятничестве и других протестантских течениях Европы и США (*Сперджен, Билли Грэм). Ответвлениями ортодоксально-протестантской экзегезы были пиетизм (*Цинцендорф) и мистицизм (Яков *Бёме, *Сведенборг, *Юнг-Штиллинг).
Литературно-критическая и рационалистическая Протестантская экзегетика. Еще в 16 в. *Карлштадт пытался ввести в Протестантскую экзегетику принципы *историко-литературной критики. Сам Лютер признавал свободу исагогических мнений, но тенденция, идущая от Карлштадта, была в 17 в. заторможена оппозицией ортодоксов. В частности, резкую критику встретили труды *Гроция. «Просветительство» и философский рационализм 18 в. поставили перед Протестантской экзегетикой задачу реинтерпретировать Писание в духе этих учений (*Землер, *Эрнести, Лессинг), причем догмат о боговдохновенности был сведен рационалистами почти к нулю. Они решительно отрицали и сверхъестественный элемент в Писании. Некоторые толкователи (например, *Паулюс и И.*Айххорн) стремились даже доказать, что и сами священные авторы не желали говорить о вещах, выходящих за пределы известных законов природы. Одновременно отказ И.Канта от прав разума в познании Высшей Реальности привел Протестантскую экзегетику к гипертрофии нравственного начала в Библии, к сведению ее Вести до уровня одних лишь моральных заповедей. В дальнейшем, даже порвав со старым рационализмом, Протестантская экзегетика удержала эту тенденцию.
Религиозно-историческая экзегетика развивалась под влиянием философии *Гегеля и *исторического эволюционизма (*Де Ветте, *Фатер, *тюбингенская школа). Начав с рассмотрения Библии под углом зрения исторической науки, подчинив священную историю общим законам развития, этот тип Протестантской экзегетики быстро утратил понимание специфики и уникальности Библии. Левогегельянская школа интерпретировала Писание как мифологическое отображение исторически преходящих идей и в конце концов полностью порвала с христианской верой (Б.*Бауэр, *Штраус). Школа *Велльхаузена, сделавшая немало в области историко-литературной критики, подходила к Библии уже просто как к памятнику древности, ценя в ней лишь нравственный элемент. А поскольку вершиной библейской *этики является Евангелие, почти весь Ветхий Завет потерял в глазах представителей религиозно-исторической экзегетики религиозную ценность (Фридрих *Делич). Историзм и *сравнительно-религиозное изучение Библии почти целиком заменили в этой ветви Протестантской экзегетики богословский подход.
Шлейермахер и либеральное направление. Значительно более религиозным и богословски насыщенным явилось либеральное направление Протестантской экзегетики. Оно ведет свое начало от Лессинга и главным образом от Шлейермахера, которые многим обязаны Канту и *Спинозе. Это направление наиболее определенно связывало себя с национальными традициями немецкого мышления. Шлейермахер начал свои исследования не с исходных положений христианской веры, а с «внутренней ситуации» человека, стоящего формально вне религии. Он задался целью переосмыслить язык Писания так, чтобы оно зазвучало актуально для «современного человека». Но ради этого Шлейермахеру пришлось пожертвовать почти всеми основами христианского учения, заменив их смутной и противоречивой философской системой. Его продолжатели *Ричль и *Гарнак, опираясь на неокантианство, пришли к полному адогматизму, объявив войну любой метафизике. Они лишь сохранили веру в уникальность Иисуса Христа, Которого изображали единств. в своем роде Учителем, стяжавшим полноту Богосознания (за эту непоследовательность их критиковали эпигоны гегельянства, в частности, *Пфляйдерер). Согласно либеральной христологии, Иисус возвестил миру только о Боге как Отце и о бесконечной ценности человеческой личности. Жизнь в этой вере и есть Царство Божие, которое должно постепенно реализовываться в процессе развития человечества во главе с германским гением.
Вторая мировая война нанесла удар по оптимистической вере в прогресс представителей либеральной теологии, но многие ее тенденции продолжали жить в экзегетике *Бультмана, Тиллиха, А.*Швейцера и других протестантских теологов. Они заявляли, что не отбрасывают догматов, мифов и символов, а ищут за ними внутреннее экзистенциальное содержание, открывающееся душе человека. Но поиск этот не увенчался успехом, т.к. вел к размыванию христианства, к декеригмизации Библии, к превращению ее Вести в доктрину, разительно напоминающую восточный *мистицизм.
Поиски возврата к традиции. В середине и особенно во 2-й половине 19 в. многие ортодоксальные протестантские экзегеты перестали видеть в библейской критике опасность для веры. Они осознали, что ей противостоит не историческая наука как таковая, а нехристианские философские предпосылки рационалистов и либералов. Поэтому, начиная с Франца *Делича, *Дилльманна, Р.*Киттеля и *Дайссманна, в Протестантской экзегетики начинается активная рецепция критических методов. При этом ряд протестантских экзегетов обращаются к богословской традиции толкования, восходящей к св.отцам. Большую роль в этом сыграли библеисты викторианской Англии (*Гейки, *Фаррар и др.).
В 20 в. новые открытия в области *археологии дали твердое основание для отказа от старого исторического скептицизма и для возвращения к традиционным взглядам («Балтиморская школа» *Олбрайта, *Иеремиас, *«новый поиск исторического Иисуса»). В середине 20 в. восстанавливается в правах богословское осмысление *историзма Священного Писания (*Рад, *Кульманн, *Панненберг). Возрождается интерес к проблематике церковного *канона Священного Писания (см. статью «Канонический» метод экзегезы). Вера, история и традиция ищут гармонического союза (*Додд). На этих путях Протестантская экзегетика все больше приобретает экуменическое звучание, находя общую почву с православной и католической мыслью.
● *Арсеньев Н., Православие, католичество, протестантизм, Париж, 19482; *Барр Дж., Фундаменталистское толкование Библии, «Символ», 1981, №6; свящ. Воздвиженский М., Несколько слов о современном состоянии протестантизма, ПО, 1879, т.1, №2; Вольф Э., К современному положению евангельского богословия в Германии, БТ, 1970, сб.5; прот.*Воронов А., Протестантское богословие и вопрос богодухновенности Св.Писания, ТКДА, 1864, №4,9; Гараджа В.И., Протестантизм, М.,1971; Добреньков В.И., Современный протестантский теологический модернизм в США, М.,1980; *Елеонский Ф.Г., Состояние истории ветхозаветной церкви в современной протестантской литературе, ХЧ, 1870, №10; его же, Современная критика св. ветхозаветных писаний и ее слабые стороны, М.,1901; *Зайцев Н., Современные религиозные партии в протестантстве, ПО, 1860, т.III, №9; Истомин К., Толки в протестантском мире об авторитете Св. Писания, «Духовный Вестник», 1863, т.4, №2; Керенский В., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз.,1903; Лазарев В.В., Становление философского сознания нового времени, М.,1987; *Лебедев А.П., Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии (16–19 века), М.,1881; Леонардов Д.С., Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в 18 и 19 вв., ВиР, 1903, №3,5,7,8,12,14,16,18,22,23; Лившиц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970; *Лопухин А.П., Современный протестантизм, СПб.,1885; еп.*Михаил (Лузин), Библейская наука. Кн.1: Очерк истории толкования Библии, Тула, 1898; *Муретов М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг.Пос.,1894; Павлович А., Движение богословской мысли в современной Германии, ХЧ, 1897, №1; *Пейпер Ф., Библейская критика в Голландии, ХЧ, 1913, №5; *Покровский А.И., Протестантизм в 19 в., в книге: История христианской Церкви в 19 веке, Пг,1900, т.1; Преображенский Н.А., Из очерков современного англиканства. Популярный рационализм и научная критика Библии, БВ, 1905, №6; Рефуле Ф., Иисус – Тот, Кто приходит из иного мира, «Логос», 1973, №3–4; Робертсон Дж., Герцог И., История христианской Церкви от апостольского века до наших дней, пер. с англ. Лопухина А.П., СПб.,1890, т.2; архим. Сильвестр, Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере, ТКДА, 1862, №4,5, 1863, №11,12; еп.*Хрисанф (Ретивцев), Характер протестантства и его историческое развитие, СПб.,1871; Христианство в освещении протестантских теологов, СПб.,1914; *Ebeling G., Hermeneutic, RGG, Bd.3, S.242–262; *Farrar F.W., History of Interpretation, L.,1886 (Repr.1961); Genthe H.J., Mit den Augen der Forschung, B.,1976; Harbison E.H., The Christian Scholar in the Age of the Reformation, N.Y.,1961; Kooiman W.J., Luther and the Bible, (transl. from Netherl.), Phil.,1961; *Kraus Н.J., Geschichte der historisch-kritischen Erforschung des Alten Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart, Neukirchen, 1956; Levie J., La Bible: parole humaine et message de Dieu, P.,1958 (англ. пер.: The Bible, Word of God in Words of Men, N.Y.,1962); Mascall E.L., The Secularization of Christianity, N.Y.,1966; Ramm B., Protestant Biblical Interpretation, Boston, 1956; *Schweitzer A., Geschichte der Liben-Jesu-Forschung, Tüb, 1912 (англ. пер.: The Quest of Historical Jesus, L.,1954).