Проро́ческие шко́лы
Проро́ческие шко́лы, термин, обозначающий: а) группы экстатических израильских прорицателей эпохи судей и первых царей и б) учеников и преемников *пророков-писателей.
Первые назывались сынами пророческими евр. הנביאים בני, бене́ ха-невии́м. Они жили сплоченными общинами (4Цар.2:15 сл.), иногда странствуя по *Палестине. Их прорицания сопровождались пением и музыкой (1Цар.10:5 сл.). *Тураев отмечает их сходство с прорицателями *Древнего Востока и характеризует их как «патриотов-националистов, хранителей чистоты Моисеева учения, противников культурного влияния ханаанской среды, особенно в религиозной сфере, защитников неимущих и угнетенных». Эти Пророческие школы были предшественниками классического *профетизма, который отражает более высокую ступень пророческого движения. В деятельности сынов пророческих имелись и негативные черты, обусловленные уровнем религиозно-нравственных представлений того времени (фанатизм, призывы к «священной войне» и т.д.). Примечательно, что уже первый пророк-писатель Амос не желал, чтобы его отождествляли с сынами пророческими (Ам.7:14).
Ученики пророков-писателей в Ветхом Завете редко упоминаются по имени (таким учеником, например, был Варух у Иеремии). Несомненно, существовал и целый круг учеников пророка Исайи (Ис.8:16). Но в целом пророки-писатели представляются скорее одинокими фигурами, рядом с которыми не было постоянного окружения. К Пророческим школам относились те преемники пророков, которые жили после их смерти и собирали их писания. Они стали носителями Священного *Предания профетизма.
● *Вержболович М.О., Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве. К.,1891; Д-в П., О Сынах пророческих, «Вятские ЕВ», 1864, №19; Краткие сведения о пророческих школах, ЧОЛДП, 1879, №7; *Троицкий В., Ветхозаветные пророческие школы, ВиР, 1908, №18–20; прочую литературкру см. в статье *Пророки.