прот. Александр Мень

Источник

Проро́ческие кни́ги

Проро́ческие кни́ги (евр. נביאם невии́м) собрание канонических книг Ветхого Завета, которое в русской Библии следует за *Учительными книгами. В еврейской традиции Пророческими книгами называются не только писания пророков, но и *Исторические книги 1-го цикла (Ис.Нав., Суд., 1–4 Цар.). Согласно этой еврейской традиции, Исторические книги 1-го цикла называются Древними, или Ранними, пророками, а собственно пророческие писания – Поздними пророками. Эти писания состоят из двух сборников: *Великие пророки (Ис., Иер., Иез.; в христианской традиции к ним добавляется Дан.) и *Малые пророки. К Пророческим книгам в русской Библии примыкают Плач Иеремии и *неканонические Послание Иеремии и Книга пророка Варуха.

Изучение Пророческих книг. В *святоотеческий период были сделаны первые шаги в изучении вопроса о литературном характере Пророческих книг и их *атрибуции, но главное внимание уделялось экзегезе текста в связи с мессианскими пророчествами. В Пророческих книгах искали прежде всего предсказаний о Христе и *прообразов Его жизни, смерти и Воскресения. До 18 в. авторство пророков, чьи имена стоят в заголовках книг, никто не подвергал сомнению. Исключение представлял иудаистский богослов *Ибн-Эзра (12 в.), который предположил, что Книга Исайи принадлежит не одному автору. Эта гипотеза была возрождена в 1775 немецким протестантским библеистом *Додерляйном. В том же столетии *Гердер положил начало исследованию *поэтики Пророческих книг. В 19 в. *историко-литературная критика пришла к заключению, что:

а) Книга Исайи была написана двумя или тремя авторами (среди католиков одним из первых этот взгляд признал *Кондамен в 1907),

б) Книга пророка Даниила относится не к эпохе Плена, а к 60-м гг. 2 в. до н.э.,

в) Книга пророка Захарии имела двух авторов и, наконец,

г) хотя Пророческие книги и принадлежат самим пророкам, но свою нынешнюю форму приняли в результате редакторской работы учеников пророков, которые составляли сборники их речений.

Протестантские экзегеты Либерально-протестантской школы и *религиозно-исторической школы рассматривали пророков как реформаторов, создавших *этический монотеизм Библии. Их деятельность противопоставлялась традиции духовенства. В результате *сравнительно-религиозного изучения Пророческих книг некоторые ученые попытались провести параллели между *профетизмом и институтом экстатических прорицателей *Древнего Востока (*Хёльшер). В 1923 работы *Мовинкеля показали тесную связь пророков с ветхозаветным культом. *Рад и другие библеисты указали на глубокую связь Пророческих книг с *историзмом Священного Писания.

На протяжении 19–20 вв. толкователи всех конфессий пришли к выводу, что учение пророков имеет целостное ядро, заключающее в себе более широкое содержание, чем только предвидение новозаветных событий. Этот взгляд в 1-й трети 19 в. был сформулирован рус. мыслителем П.Я.Чаадаевым, который писал: «Те много ошибаются, кто пророчества Св.Писания почитают простым предсказанием, предвещанием будущего, и ничем более. В них заключается учение, относящееся ко всем временам».

Исторический фон. Первые Пророческие книги появились в период конфликта *Разделенных царств. Ослабив Израиль, он сделал его легкой добычей более могущественных соседей: сначала сирийцев, а затем ассирийской военной державы. Угроза Ассирии как «бича Божия» является одной из главнейших тем пророческой проповеди 8–7 вв. Для ее понимания необходимо учитывать, что пророческое движение развивалось в атмосфере социальных и политических катаклизмов. Разорение городов, угон мирных жителей, массовые пытки и убийства, тирания военных держав – таков был исторический фон Пророческих книг. «Читая отрывки из пророков, – замечает *Тиллих, – мы легко можем себе представить, что читаем отчеты очевидцев из Варшавы, Хиросимы или Берлина». Пророки требовали от власть имущих отказа от насилия, угнетения, военных авантюр. Они видели задачу ветхозаветной Церкви в религиозно-нравственном оздоровлении народа, боролись против остатков *двоеверия, социальной несправедливости. Предсказав конец независимости еврейских царств (*Ефрема и Иудеи), пророки разделили с народом всю горечь исторического возмездия за нарушения Завета. Однако в изгнании, в Вавилоне, их проповедь приобрела иную тональность. В ней зазвучали слова утешения и ободрения. Последние из пророков- писателей жили уже в начале *Второго Храма периода и содействовали восстановлению общины.

Литературный характер Пророческих книг. Основным жанром этих книг являются т.н. «пророческие речения». Как правило, это небольшие поэтические композиции, состоящие из двустиший или трехстиший. Произведения пророков принадлежат к наиболее совершенным в художественном отношении частям Ветхого Завета. Приемы воздействия на слушателей в Пророческих книгах весьма разнообразны: это и обзоры священной истории, и горестные песни (Ам.5:1–3), и страстные обличения (Ис.1:2 сл.), и покаянные псалмы (Ос.6:1 сл.), и поэтические рефрены (Ис.5:8–30). Они изобилуют метафорами, игрой слов, риторическими вопросами (см. статью *Поэтика Библии). Иногда речи пророков принимают форму поэзии или песни, иногда – проповеди (Иез.20), а в некоторых случаях пророки прибегают к жанру послания (Иер.29). Интимные ноты звучат в пророческих псалмах, раскрывающих мир внутренних переживаний авторов. Классическим образцом таких псалмов являются «исповеди» пророка Иеремии (Иер.11:18–20; 15:10–21; 17:14–18 и др.). Эти автобиографические отрывки очень важны для понимания личности пророков и их религиозного опыта.

Формирование и канонизация Пророческих книг. Пророки были деятельными участниками народной жизни. Стремясь оказать влияние на ход событий, они прибегали в первую очередь к личному воздействию. Их слово обычно звучало в Храме. С целью закрепить в сознании людей вверенное им Слово Божие, пророки записывали свои речения или диктовали их ученикам. Именно ученики собирали и сохраняли *свитки с пророчествами (Ис.8:16; Иер.36:32). Со временем отдельные речения соединялись в сборники. Редакторы располагали их не в хронологическом порядке, а по темам. Так, первая проповедь пророка Исайи включена в 6-ю главу его книги, а одна из последних – в 1-ю главу. Из книг *допленного периода уцелели лишь те, что были увезены переселенцами в Вавилон. Некоторые книги продолжали дополняться преемниками того или иного пророка. Так, Книга пророка Исайи стала антологией целой пророческой школы.

Невозможно точно установить, когда сборник Пророческих книг получил окончательную форму. В любом случае, как явствует из свидетельства (Сир.46–49), к 200 до н.э. сборник считался уже частью Священного Писания наряду с *Пятикнижием. В евангельскую эпоху понятие «Закон и Пророки» обозначало всю ветхозаветную Библию (Мф.5:17).

Профетическая традиция и влияние Пророческих книг. У пророков прослеживается не только духовная преемственность, но и определенное единство литературной традиции. Каждое поколение пророков накладывало свою печать на последующее развитие этой традиции. Например, у Амоса господствует тема Суда Божьего, у Осии – тема Его милосердия, а пророк Исайя соединяет эти две темы, обогащая их мессианскими мотивами. Пророки оказали огромное влияние на *апокалиптическую литературу, на писания *Кумрана. Постоянные ссылки на них, особенно на Ис., встречаются в Новом Завете. *Христология и *сотериология Евангелий, Деяний, Посланий раскрывается в свете Пророческих книг. (см., например, Мф.1:23; Деян.8:32–35). Обличительные речи Христа Спасителя и первых проповедников Евангелия тесно связаны с традицией Пророческих книг (см. Мф.23:13 сл.; Деян.7). В дальнейшем влияние Пророческих книг сказывается у отцов Церкви (например, *Иоанна Златоуста) и у проповедников Запада и Востока (*Максим Грек, *Савонарола, *Гус, *Лютер). К образцам Пророческих книг и их литературным приемам прибегали и христианские писатели Нового времени (такие, как *Ламенне, Вл.*Соловьев).

● См. в статье Пророки.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle