Преда́ние
Преда́ние Священное и Священное Писание. Существует множество попыток дать точное определение Священному Преданию, но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по-видимому, обусловлена тем, что понятие о Священном Предании как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть полностью формализовано. Мнение, согласно которому Предание отличается от Писания лишь тем, что передается устно, не соответствует фактам (основные догматы Церкви, принятые на *Вселенских соборах, были зафиксированы письменно). В то же время очевидно, что в истории Ветхого Завета, Нового Завета и Церкви *Откровение нередко передавалось именно путем живого, неписаного провозвестия. «Священное Предание, – указывает прот.*Булгаков, – есть самая общая форма сохранения Церковью своего учения различными способами. Предание есть живая память Церкви, которая содержит истинное учение, как оно раскрывается в ее истории» (Православие, Париж, 1964, с.47). В Священном Предании заключен самый дух Откровения, его центральный вектор; в нем выражена вера Церкви; и кто принимает эту веру, тем самым принимает и Священное Предание. Однако в конкретном историческом процессе Священное Предание неминуемо обрастает традициями, не имеющими богооткровенного характера. Эти традиции Иисус Христос называет «преданием человеческим» (Мк.7:8; ср.Мф.15:6; Мк.7:3).
Время от времени Церковь, сначала ветхозаветная, а потом и новозаветная, осуществляла *кодификацию священных документов Предания, чтобы отделить человеческое от богооткровенного. Таким образом родился и *канон Писания, а позже и догматические формулы Вселенских соборов, отсекшие доктрины, которые противоречили Священному Преданию. Нередко стремление очистить Священное Предание от чуждых ему наслоений приводило к отказу от самого Предания. Такова точка зрения протестантизма (см. статью *Протестантская экзегетика). Единственным выражением Слова Божьего протестанты признали Библию. Но их отказ от Священного Предания оказывался либо иллюзорным и вел к созданию новой протестантской ортодоксии, к собств. варианту Предания, либо подрывал самые основы христианства (см. статью *Либерально-протестантская школа экзегезы). По словам русского богослова А.В.Ведерникова, Православная Церковь «решительно расходится с протестантским взглядом на Предание как на человеческое установление и стоит на одной почве с католическим богословием, признающим богооткровенный характер апостольского Предания». В настоящее время лютеране склоняются к более позитивной оценке Священного Предания.
Сложнее для православного богословия решение вопроса о границах Священного Предания, которые нередко представляются недостаточно четкими. Но проблема эта обсуждается не в рамках библеистики, а является предметом догматического богословия.
Предание в Ветхом Завете. Наряду с «преданиями человеческими», легендами, фольклором, народными традициями в Ветхом Завете с глубокой древности существовало и Священное Предание. Первые Моисеевы писания возникли тогда, когда уже существовала длительная духовная традиция, восходящая к *патриархам. Утверждение *новой исагогики о том, что многие книги Ветхого Завета были созданы спустя века после описанных в них событий, лишь подчеркивает важность Священного Предания в ветхозаветной Церкви. Слово Божие открывалось людям и тогда, когда оно не записывалось, а только передавалось из уст в уста. «Если что и заслуживало с самого начала этого наименования (Слова Божьего. – А.М.), то, конечно, это было то, что было доверено Израилю через Авраама, Моисея, Самуила или Илию, хотя это и приняло письменную форму лишь гораздо позже, и нередко весьма косвенным образом» (*Буйе).
Труд боговдохновенных редакторов Писания, составителей книг и тех, кто их кодифицировал, был фиксацией Священного Предания в его наиболее чистой форме. Исключение *апокрифов из канона можно уподобить соборному исключению еретических доктрин. Носителями Священного Предания в Ветхом Завете были патриархи и пророки, мудрецы и священники, причем различные аспекты Предания сохранялись и выражались в лоне различных традиций (пророков, священников, мудрецов и др.). Идея непрерывного живого Предания впервые была осознана и сформулирована в *междузаветный период. Она была провозглашена в фарисейской традиции, а позднее закрепилась в *Пирке-Авот, где прослеживается преемство Предания, начиная от Моисея. Таким образом, уже в Ветхом Завете Писание считалось неотделимым от Священного Предания.
Предание в Новом Завете. Господь Иисус открылся Своим ученикам не через книгу, а в живом общении, которое и стало источником новозаветного Священного Предания, включавшего и богооткровенное Предание Ветхого Завета. В Своей первосвященнической молитве Христос говорит: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин.17:8).
Апостолам было заповедано идти и учить народы (Мф.28:19), и, укрепленные Духом Божьим, они пошли в мир, возвещая Благую Весть. Их учение и было Священным Преданием Церкви, которая несколько десятков лет просуществовала без книг Нового Завета, пользуясь лишь ветхозаветной Библией. Предостерегая новообращенных от соблазна внести в Евангелие свои домыслы, апостол Павел заповедал: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15). Это первое, дошедшее до нас свидетельство о принципе Священного Предания в христианской Церкви (около 51–52). Несколько позднее апостол писал коринфянам: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2). И он же первым указал на возможность проникновения в Церковь «предания человеческого» (Кол.2:8).
Борьба с этой опасностью была продолжена отцами Церкви, выступившими против псевдохристианских учений Гностических писаний. Свт.*Ириней Лионский считал критерием подлинного Священного Предания согласие его с учением апостолов. А поскольку апостолы и Сам Христос Спаситель принимали ветхозаветную Библию как Слово Божие, она стала таковой и для христианской Церкви.
Принимая значение Священного Предания, выходящего за формальные рамки Библии, православная и католическая экзегетика стремится рассматривать Писание в контексте Предания Церкви – как ветхозаветной, так и новозаветной. Это в свою очередь требует тщательного и благоговейного богословского изучения религиозной традиции, в которой сложились и из которой выросли священные книги.
● *Буйе Л., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965; Ведерников А., Проблема Предания в православном богословии, ЖМП, 1961, №9–10; Вейнберг И.П., К вопросу об устной и письменной традиции в Ветхом Завете, «Переднеазиатский сборник». III. История и филология стран древнего Востока, М.,1979, с.60–70; Воронов Л., Проблема Предания в Церкви, ЖМП, 1964, №3–4; еп.*Иларион (Троицкий), Священное Писание и Церковь, М.,1914; Кречмер Г., Предание древней Церкви в Церкви Евангелической, БТ, 1968, сб.4; Лосский В., Предание и предания, ЖМП, 1970, №4; митр. Макарий (Булгаков), Введение в догматическое богословие, СПб.,18845; Пономарев П.П., Священное Писание как источник христианского ведения, Каз.,1908; Сагарда А.И., Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли, ЖМП, 1949, №1–2; Талызин В., Церковное Предание, ЖМП, 1960, №9; его же, Церковное П., БТ, 1968, сб.4; Шлинк Э., Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания, БТ, 1968, сб.4; *Benoit P., La Tradition selon O.Cullmann, in: Benoit P., Exégèse et théologie, P.,1961, v.2; *Cullmann O., La Tradition, Neuchâtel, 1953; Geiselmann J.B., Tradition, HTG, Bd.4; Jensen J., Tradition in the Bible, NCE, v.14; Meyendorff J., Living Tradition, Crestwood (N.Y.), 1978.