«Похо́д четыре́х царе́й»
«Похо́д четыре́х царе́й», условное название рассказа (Быт.14). По стилю он отличается от других частей книги и «прерывает естественную связь между 13 и 15 главами» (*Вотер). «Аврам Еврей» появляется в сказании как новое лицо, хотя в предыдущих двух главах о нем уже было сказано немало. Это дало основание экзегетам считать (Быт.14) вставным эпизодом, независимым от *четырех источников Пятикнижия.
Глава имеет характер отрывка из летописи, и многие современные библеисты считают ее отражением воспоминаний о подлинных событиях начала 2 тыс. до н.э. Однако до сих пор не удалось отождествить ни одного из союзных царей, отправивших карательную экспедицию в Ханаан, с лицами, известными из внебиблейских источников.
Одно время в Амрафеле, царе Сеннаара, видели Аммурапи (*Хаммурапи), но в настоящее время эта гипотеза оставлена. Имя Кедорлаомер типично эламское и означает «слуга бога Лагамара» (Кудур-Лагомер), однако такое имя неизвестно среди монархов Элама. Ариох Элласарский – вероятно, царь южномесопотамского города. Имя Тидал созвучно с именами ряда хеттских царей Тудхалиасов, но все они правили на несколько веков позже эпохи *патриархов («царь Гоимский» означает: царь далеких «варварских» народов).
Кульминацией главы является встреча Авраама с царем-жрецом Мелхиседеком, правившим в Салиме. Он чтил верховного Бога хананеев Эля Элиона (в синодальном переводе «Бог Всевышний», см. статью *Имена Божии) и от Его имени благословил Авраама. Для автора рассказа этот Бог тождествен с Богом патриархов. Имя Мелхиседека напоминает имя древнего ханаанского царя Адониседека (Ис.Нав.10:1–3). По-видимому, священный писатель отождествляет Салим с Иерусалимом (Иерусалим впервые появляется в египетских текстах 19 в. до н.э.). Следовательно, сам рассказ имеет целью связать Авраамову традицию с мессианским городом.
● Cornelius F., Genesis XIV, ZAW, 1960, №72; Vawter B., On Genesis: a New Reading, Garden City-N.Y.-L.,1977; см. также литературу в статьях: *Патриархи; *Пятикнижие; *Хапиру.