По́льская библеи́стика
По́льская библеи́стика. В Средние века и Новое время Польская библеистика не имела самостоятельного значения. Экзегеты Польши пользовались главным образом трудами латинских отцов Церкви и схоластическими толкованиями (см. статью *Схоластическая средневековая экзегеза). Картина не изменилась и после проникновения в Польшу Реформации и социнианства (см. *Социнианская экзегеза). Фактически развитие Польской библеистики началось лишь в 20 в.
Ведущей в Польше всегда была католическая библеистика. До Второй мировой войны шел процесс интенсивного усвоения новейших методов и принципов, выработанных в западной библеистике. Работа была сосредоточена в Краковском Ягеллонском университете, Виленском университете Яна Казимежа, в Люблинском и Варшавском университетах. Ряд библеистов получили образование в *Папском библейском институте.
После войны Польская библеистика заняла полноправное место в современной библеистике. С 1948 в Польше выходит журнал «Библейское и литургическое движение» («Ruch Bibljny i Liturgiczny»), ряд *серий трудов по библеистике и сборников, посвященных экзегетике и вопросам библейского богословия, создана специальная Библейская школа. Все польские католические *периодические издания помещают статьи по Священному Писанию. Из отдельных трудов последних десятилетий следует указать на работу по библейской *антропологии священника Мариана Филипяка (р.1939) «Библия о человеке» (Lublin, 1979; см. рец.: ЖМП, 1979, №12), библейско-догматические труды *Романюка, книги по библейской *археологии и истории священника *Кудасевича, иеромонаха Хуголина Лангкаммера (р.1930), автора толкований на Езд. (1971), Мк. (1977), толкование на Зах. священника *Хомерского (1968) и работы священника Феликса Григлевича (р.1909), бывшего в 1950–1978 профессором Люблинского католического университета («Маккавейские книги», 1961; «Христос глазами современников», 1966; «Духовный характер Евангелия св. Иоанна», 1969; «Евангелие от Луки», 1974; «Хлеб, вино и Евхаристия в символике Нового Завета», 1968; а также исследования по *христологии, *Кумрану, *Соборным посланиям и истории Польской библеистики). Второй *Ватиканский собор явился важным импульсом для развития Польской библеистики.
Первым польским специалистом по Библии, получившим в Риме степень доктора, был священник Евгений Домбровский (1901–1970), профессор Люблинского католического университета (1954–1959). Он написал ряд исследований, посвященных вопросу об отношении апостола Павла к античной философии и религии, о *демифологизации, о происхождении человека в свете Библии и современных данных. Им также был написан специальный труд о *Кумране («Открытия в Кумране у Мертвого моря и Новый Завет», Любляна, 1966). Под его ред. вышла 2-томная «Библейская энциклопедия» (1960–1961). Проблемами Книги Бытия в свете *новой исагогики и библейского *богословия занимался иеромонах *Стысь, автор трудов: «Антитеза Ева – Мария в первоевангелии и у Отцов» (1953) и «Библейское учение о творении мира в связи с наукой» (1953). Анализу кумранских текстов в свете Библии посвящены исследования священника Людовика Стефаняка (ум.1972).
Первым польским консультантом *Папской библейской комиссии стал священник Станислав Лях (1906–1983), основатель и директор Библейской школы, член Комитета востоковедения Польской АН. Ему принадлежат многочисленные труды по *Пятикнижию, написанные с учетом всех современных достижений историко-критического изучения Ветхого Завета (Декалог, 1948; Книга Бытия, 1962; Книга Исхода, 1964; Книга Второзакония, 1966).
Большая работа была проделана польскими библеистами при подготовке «Библии тысячелетия» (1971), вышедшей под общей редакцией иеромонаха Августина Янковского (р.1926), священников Стаховяка и Романюка. По образцу Иерусалимской Библии издание снабжено вводными статьями, подстрочными примечаниями, словарем и таблицами. Текст комментариев построен на основе новой исагогики. В частности, признается, что Пятикнижие приобрело окончательную форму после Моисея. Своего рода дополнением к этому изданию служит многотомная *Толковая Библия, которая выходит в Познани (изд. Паллотинум). Этот научно-богословский комментарий еще не завершен. Опубликовано 12 т. новозаветного толкования и 16 т. ветхозаветного. В 1969 под редакцией Л.Стефаняка и с предисловием *Олбрайта группа польских библеистов выпустила обширный сборник статей «Археология Палестины». Популярный труд по библейской археологии, *географии и текстологии принадлежит перу Зенона Жиолковского («Встреча с Библией», 1971).
Единственным православным польским богословом, освещавшим библейские темы, был вице-ректор Христианской академии в Варшаве прот.*Клингер. Существует Польская библеистика и внецерковная. Рационалистические. идеи *Ренана и *Луази развивал Игнаций Радлиньски (ум.1920), *мифологическую теорию – Анджей Немоевски (ум.1921). Научно-популярный характер носят книги З.Косидовского: «Библейские сказания» (1963, рус. пер.: М.,1966 и последующие изд.), «Сказания евангелистов» (1975, рус. пер.: М.,1977). Развернутую критику этих работ дали священники Ю.Кудасевич и другие представители католической Польской библеистики.
На польский язык переведены многие важнейшие европейские и американские работы по библеистике.
● Кареев Н.И., Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше, М.,1886; Матушевский С., Изучение религии в Польше, ЕМИРА, 1964, сб.7; Filipia k M., Biblistyka polska w Soborze Watykanskim II, «Euhemer», 1958, №4; Frankowski J., Dzisiejsza biblistyka polska, «Więź», 1973, t.9; Grzebien L. (red.), Slownik polskich teologо́w katolickich, 1918–1981, Warsz.,1983; Lach S., Wspólczesnа biblistyka polska, «Znak», 1972, t.10; *Stachowiak L., Katolicka biblistyka polska Starego Testementu, «Collectanea Theologica», 1967, №37.